Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Российской академией наук представляет выставку "Конструкторы науки", приуроченную к 300-летнему юбилею Российской академии наук. В центре внимания проекта - важный для советской науки период интенсивного развития, начавшийся в середине 1950-х годов на фоне перемен в общественной и культурной жизни СССР. Его безусловные символы - освоение космоса, запуск искусственного спутника и поиск путей использования атомной энергии.
Расширение научных горизонтов имело и архитектурное измерение. По инициативе Академии наук СССР учёные переезжали в новые просторные здания научно-исследовательских институтов и специально строившиеся для них академгородки, наполненные светом, воздухом и зеленью. Для создания архитектуры науки был организован Всесоюзный проектный и научно исследовательский институт по проектированию научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных центров (ГИПРОНИИ), деятельность которого оставила яркий след в советской архитектуре 1960-х - 1980-х годов.
Выставка представлена в пространстве Анфилады главного здания Музея архитектуры и состоит из пяти тематических разделов. Идея проекта - показать собирательный образ учёного, конструировавшего новый мир и менявшего жизнь советских людей, и рассказать о поисках архитекторов в сфере строительства специализированных зданий и общественных центров для учёных. Расцвет науки совпал по времени с радикальными переменами в сфере архитектурного творчества. Во второй половине 1950-х годов фокус внимания сместился с индивидуального проектирования, сосредоточенного на решении эстетических задач, на вопросы массового и типового строительства. Все достижения и сложности этой эпохи, еще малоисследованной и требующей осмысления, ярко отразились в архитектуре научных сооружений, которые находились в центре общественного внимания.
Первый раздел выставки раскрывает образ учёного-творца. Молодые советские учёные были героями своего времени: о них снимали фильмы и писали книги, запечатлевали их в фотографиях, живописи и графике. Живые, эмоциональные произведения передают азарт исследовательской работы и погружают зрителя в эпоху великих свершений и великих надежд.Героями раздела стали и реальные специалисты, и собирательные образы, запечатленные Эмилией Глебовой, Всеволодом Тарасевичем, Александром Дубовиком и другими.
Второй раздел рассказывает об эпохе, в которой жил герой - учёный. Новый политический курс, ориентированный на взаимодействие учёных и власти, стал фоном для знаковых достижений советской науки середины 1950-х - начала 1960-х годов, которые выходили за рамки секретности и становились частью общественной жизни страны. Первый искусственный спутник Земли, полет Юрия Гагарина, начало работы первой в мире атомной электростанции в Обнинске, спуск на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин" - эти и другие важные научные открытия и достижения показаны на выставке через плакаты, фотографии и архитектурные проекты.
Третий раздел посвящён архитектуре научных институтов. В их проектах нашло отражение всё многообразие советского архитектурного модернизма и сложный творческий поиск советских зодчих, которым необходимо было нащупать тонкий баланс между индивидуальным и типовым проектированием в весьма непростой по своему функционалу архитектуре науки. Особое внимание уделено комплексу научных зданий на Нахимовском проспекте, показанных через оригинальную графику, чертежи, фотографии и макеты. Яркий акцент раздела - модель скульптурной группы "Лента Мёбиуса" для здания Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), выполненная художниками Элеонорой Жарёновой и Владимиром Васильцовым.
Центральный зал выставки освещает долгую историю рождения главного здания Академии наук - от первых проектов комплекса на Калужском шоссе до конкурсных предложений 1968 года и осуществлённого варианта. Создание этого сооружения наглядно отражает радикальную трансформацию, которую с ходом времени претерпела архитектура СССР. Проектирование начиналось с обращения к классическим прообразам и через искания раннего советского модернизма пришло к новой монументальности 1970-х годов.
Завершает экспозицию раздел, посвящённый архитектуре городов науки. Поселения, уединённо расположенные в зелёных массивах, рационально и комфортно организованные, должны были стать идеальной средой для работы и жизни учёных. Помимо зданий научных учреждений, здесь строились жильё, кинотеатры, клубы и другие объекты культурно-бытового обслуживания. Идеалистические устремления далеко не всегда находили точное воплощение в реальности, но сам факт создания для учёных особых городов олицетворял высокий статус советской науки и отводившуюся ей роль в построении нового мира. История проектирования и строительства Новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований Академии наук СССР в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде, а также Ногинского научного центра Академии наук СССР (Черноголовка) и центра в Протвино рассказана через макеты, уникальные исторические фотографии и архитектурную графику.
Выставка "Конструкторы науки" представляет более 250 работ из фондов Музея архитектуры, 22 музеев, архивов и коллекций наследников архитекторов. Среди экспонатов: живопись 1960-х - 1980-х годов, архитектурная и художественная графика, макеты, фотографии, технические изделия. На выставке впервые экспонируются архитектурные чертежи из технического архива ГИПРОНИИ - организации, занимавшейся проектированием научных зданий в 1950-е - 1990-е годы, проекты павильона "Планета" для Экспо-67 и эскиз мозаики "Человек и космос" из фонда Музея архитектуры, а также макеты здания Дома учёных в Новосибирском Академгородке и Московского института электронной техники в Зеленограде. Также впервые будут показаны проекты здания Президиума Академии наук на Ленинском проспекте, подаренные Музею одним из авторов.
Кураторы выставки:
Юлия Старостенко, главный научный сотрудник Музея архитектуры имени А.В. Щусева;
Ксения Кокорина, заведующая отделом хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI веков Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Выставка открыта для посещения: 21 июня 2024 - 15 сентября 2024
Москва, Воздвиженка 5/25, Анфилада