31 октября 2024 года в 16.00 в Музее петербургского авангарда открывается постоянная экспозиция "Авангард в 1920-1930-е годы". Она рассказывает о трех школах русского авангарда во главе с М.В. Матюшиным, П.Н. Филоновым и К.С. Малевичем.
В день открытия экспозиции, в 16.30 состоится Лекция-концерт Сергея Уварова "Ноты будетлянские", посвященная первой научной редакции-реконструкции оперы "Победа над Солнцем" М. Матюшина.
В 1920-е на смену шумным диспутам и эпатажу приходит этап самоуглубленной работы, итогом которого стало создание мастерами русского авангарда собственных школ.
В русском авангарде выделяют школы, основанные на лидерстве одного художника, вокруг которого собирались ученики и последователи. К числу главных относятся школы П.Н. Филонова, М.В. Матюшина и К.С. Малевича. Все трое художников разработали не только методики, но и теоретические системы, в которых сформулировали определенную философию искусства.
К Матюшину шли за изучением расширенной пластической теории цвета. Сам Михаил Васильевич был первым профессором, который ввел практику преподавания цвета и его законов. Он обучал "расширенному смотрению", а также тому, как воспринимается цвет в природе и городской среде.
У Филонова учились умению создавать острый, лаконичный аналитический рисунок и форму. Основанная им школа "Мастера аналитического искусства" (МАИ) была самой многочисленной, ее участники ставили во главу угла метод своего учителя.
К Малевичу приходили те, кто жаждал прикоснуться к пространственной "тайне" супрематизма. Супрематистская теория представляла собой комплексный проект, охватывающий все уровни реальности и выходящий за рамки искусства. Главным символом этой системы стал черный квадрат - именно его изображение ученики нашивали на рукава своих пиджаков.
Представители школ русского авангарда занимались исследовательской работой, выставочной деятельностью, разрабатывали учебные программы, правила и принципы творческого процесса. Они сумели привнести в искусство новые идеи, методы и подходы, стали символом свободы творчества и поиска новаторских решений для своего времени.
Экспозиция представляет живописные и графические произведения, книги, посуду, мебель, фотографии из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также материалы, предоставленные Рукописным отделом Института русской литературы РАН, Российским государственным архивом литературы и искусства, Государственным музеем В.В. Маяковского, Культурным и издательским проектом "Энциклопедия русского авангарда".
В выставочное пространство включена интерактивная карта, рассказывающая о десяти петербургских адресах, связанных с жизнью и творчеством М.В. Матюшина.
***
Лекция-концерт "Ноты будетлянские"
31 октября в 16.30
На мероприятии будет представлено первое в России нотное издание, целиком посвященное опере Михаила Матюшина "Победа над Солнцем" (1913) - одному из главных шедевров русского авангарда. Составитель и редактор книги, исследователь творчества композитора Сергей Уваров расскажет об истории легендарного спектакля и продемонстрирует новейшие архивные находки, позволившие воссоздать ранее неизвестные эпизоды произведения.
Гости услышат фрагменты оперы в живом исполнении солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Артема Мелихова (тенор) и Людмилы Коноваловой (фортепиано). В том числе, прозвучат и найденные Сергеем Уваровым номера: "Военная песня" и Вступление.
Вход на лекцию-концерт бесплатно по регистрации. Количество мест ограничено.
Регистрация