НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Васильевский остров Алексея Карёва

c 13 ноября 2024 по 14 января 2025Санкт-Петербург
Алексей Карев. Нева. 1934. Х.,м. 116 х 173. ГРМ.
Алексей Карев. Демонстрация у завода. 1926. Х.,м. 78.5 х 93. ГРМ.
13 ноября в зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открывается выставка "Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения". Алексей Еремеевич Карёв (1879-1942) - живописец и график, один из основоположников ленинградской пейзажной школы. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера из собрания Русского музея, запечатлевшие облик Васильевского острова - излюбленного "места вдохновения" Карёва в 1920-е - 1930-е годы.

Алексей Карёв - представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Пётр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для художника, как и для большинства упомянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Карёв посещал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, полученные в этом городе, стали важнейшими слагаемыми творческой эволюции Алексея Карёва.

В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников "Голубой розы". Алексей Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, ездил в Москву, где знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По словам художника, конец 1900-х - начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. Последним звеном в этой веренице влияний стала выставка "100 лет французской живописи" (1912) в Петербурге, где Карёву особенно запомнились работы Анри Матисса, Мориса Утрилло и Альбера Марке.

В 1910-е, когда Алексей Карёв начал экспонировать свои работы на выставках "Мира искусства" и позднее стал членом этого общества, он обратился к иным принципам в живописи. Художник опирался в равной степени как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.

С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа ("Зимний городской пейзаж", 1915; "Дом на окраине города", 1917; "Дома. Этюд", 1917; "Летний городской пейзаж", 1921). Некоторые из работ вдохновлены французской выставкой 1912-го, другие, например, "Дом на окраине города", самый известный из ранних пейзажей, - экспериментами футуристов из "Союза молодёжи". В этих пейзажах Алексей Карёв отдаляется от натурных впечатлений, стремясь к синтезу, к обобщению.

С середины 1920-х ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой - город. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова).

С 1922 года до конца своей жизни Алексей Карёв преподавал живопись в Академии художеств. Васильевский остров стал для него излюбленным "местом вдохновения". Просторы Невы, широкие и светлые улицы напоминали ему родные волжские дали. Карёв жил на Васильевском острове, причём какое-то время непосредственно в Академии художеств - в несохранившемся доме на Литейном дворе.

География пейзажей 1920-х - в основном, окрестности Андреевского (ныне Василеостровского) рынка. Вспоминая своего кумира Марке, Алексей Карёв предпочитал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображённого. "Городской пейзаж. Васильевский остров" (1926), "Вид на город из открытого окна" (1920-е), "Андреевский рынок" (1927), "Демонстрация у завода" (1926) запоминаются яркой эмоциональностью, изысканной простотой живописного решения.

Пейзажи начала 1930-х отмечены всё большим лаконизмом изобразительных средств. В 1934-м по заказу Ленсовета Алексей Карёв написал масштабную картину "Нева". Она экспонируется в соседнем зале экспозиции. Предположительно, нужный ракурс изображённого мотива художник увидел со стороны Адмиралтейского острова. Ему удалось создать величавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга-Ленинграда. Этот пейзаж, по существу, стал последним значительным произведением мастера.

Жизнь Алексея Карёва оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле.

Выставка продлится до 14 января 2025 г.

www.museum.ru/N85932
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 07.12.2024  x    ?  


Выставка «Кирасиры Ея Величества» в Гатчинском дворце

Го Сяобинь. Ландшафты цвета

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия

Выставка "Русская академическая живопись конца XVIII - первой половины XIX века" в Михайловском замке

Зима. Русский стиль. Взгляд из XXI века

Народный костюм на театральной сцене - выставка из коллекции Бахрушинского музея в Туле

Выставка «Всё в жизни - музыка!», посвященная памяти Валерия Гаврилина

Николай Кузьмин. Образ и цвет

Юбилейная выставка Сергея Лотырева «Время вспомнить» в Русском музее фотографии

«Формы и образы. Стекло» - выставка об истории елочных игрушек в РОСИЗО

"Крохи мудрости" - выставка миниатюрных книг из фондов Российской национальной библиотеки

Выставка «Мягкая рухлядь» в Дарвиновском музее

В Русском музее фотографии появятся тактильные копии фотографий

Выставка "Botanical reference", адаптированная для незрячих и слабовидящих людей

Безмерно обожая изумруд

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Выставка фотографа дикой природы Светланы Горбатых "Оленные люди"

"Вкусные истории Нового года" в Музее П.И. Чайковского в Москве

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка из фондов Русского музея фотографии "Зимние игры"

Песня о Мавриной. Графика Татьяны Мавриной из коллекции Владимира Цурко

Выставка «Право на ошибку. Мастерская Павла Никонова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru