В Хлебном доме Музея-заповедника «Царицыно» 18 января откроется выставка "Зеленые дворцы" - об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В экспозиции - архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, которые куратор выставки сделал во время экспедиций по многим странам мира.
Автор выставки-альманаха - доктор искусствоведения, профессор РГГУ и знаток паркового искусства Борис Соколов - исследует историю регулярного парка и связь исторических садов с современными. Регулярный сад построен на идеях геометрии и перспективы, он демонстрирует победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами. Этот древнейший тип сада существовал ещё в Междуречье и Древнем Египте и востребован до сих пор.
Как устроена выставка
Экспозиция занимает девять залов. В зале "Сад и космос" находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой (по совместительству архитектора экспозиции), описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы "Кипарисы Юга" и "Тюльпаны Севера" рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровенным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор - история о "Войне садов" между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.
Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры, ставшие их визитными карточками: знаменитый "Парк Чудовищ" в Бомарцо, Апеннинский колосс на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, "зеленая женщина" в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци, который преобразуя средневековые руины францисканского монастыря в собственную версию идеального города по мотивам романа "Гипнэротомахии Полифила".
В одном из залов куратор Борис Соколов объясняет, что во все времена сады влияли друг на друга, заимствовали детали, перенимали решения: например, Большой каскад в парке замка Сен-Клу послужил прототипом Большого каскада в Петергофе, а Версаль вдохновил строителей парка Королевского дворца в Казерте.
Самый главный экспонат
Точкой отсчета всей истории регулярного парка куратор предлагает считать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны "Гипнэротомахия Полифила" с многочисленными иллюстрациями. Мистическое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, и при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен (к примеру, он упоминается в "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле) и переведен на несколько языков. Старинные экземпляры этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в течение четырех месяцев один из них можно будет увидеть в "Царицыне". Полный русский перевод "Гипнэротомахия Полифила" начал в 1997 году куратор выставки "Зеленые дворцы" Борис Соколов.
Выставка продолжает цикл, начатый в "Царицыне" несколько лет назад. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошел "Садовый спектакль", который стала первым в России проектом, посвященным пейзажному стилю в садовом искусстве XVIII века, а двумя годами позже - "Сады Серебряного века" о садах и парках эпохи символизма и модерна. Каждое лето, начиная с 2018 года, в "Царицыне" проходит Фестиваль исторических садов. Сам царицынский парк давно стал частью музейной экспозиции: например, во время V Триеннале текстильного искусства весной 2025 года будут созданы ландшафтные арт-объекты в технике ткачества, которые будут стоять в парке под открытым небом.
К выставке "Зеленые дворцы" издан каталог, в котором материала вдвое больше, чем в экспозиции. В параллельной программе запланированы лекции и кураторские экскурсии.
Выставка продлится до 18 мая 2025 г.