Управление книжными фондами (библиотека) Российской академии художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева «Книга и ксилография», где будет представлена продольная и торцовая гравюра на дереве.
Работы художника – своего рода декларация высокой культуры гравера. Сам мастер считает себя формшнайдером – резчиком деревянных форм, но формшнайдеры прошлых эпох чаще всего были безымянными, до нас дошли лишь имена гравёров, работавших для великих – Тициана, Рубенса, и среди них мы знаем Никколо Больдрини, Доменико делле Греке, Кристофа Йегера. Освоив все технические приёмы ксилографов-репродукционеров прошлых эпох, художник соединил их с экспрессивным и искусным рисунком, создав свой неповторимый изобразительный язык, которому близка эстетика позднего Ренессанса и маньеризма. Противник «всякой самонадеянной, нескромной виртуозности», он удачно миновал в своем развитии соцреализм, «суровый стиль», а затем и все разновидности искусства XX века. Будто бы держась от современности в стороне, Михаил Михайлович остается невероятно современным художником, востребованным коллекционерами, издателями, зрителями. Он проиллюстрировал почти всю отечественную классику – Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Чехова, А. Пушкина, М. Горького, И. Бунина, И. Тургенева, А. Куприна и произведения многих других писателей. Из наиболее интересных, по мнению самого мастера, издательских проектов, которые и проиллюстрированы, и оформлены им самим, – книги «Уильям Шекспир. Гамлет. Избранные переводы» (1985), издание «Он и Она» к 100-летию смерти Л.Н. Толстого (2010; оформление – А. Коноплёв), книга художника «Добродетели и пороки» (2011), цикл ксилографий «Танец дикарей. К клавиру оперы-балета Ж.Ф. Рамо “Галантные Индии”» (2017), «Платея. К 3 акту оперы-буфф с балетными сценами Ж.Ф. Рамо “Платея, или ревнивая Юнона”» (2014). Для мастера книга – объект целостного дизайна, в котором важно все – от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации. В его исполнении часто буквица в книге превращается в развернутую сюжетную сцену, становясь предметом любования знатоков. Обширные знания, талант эмоционального изложения мысли и большой труд обеспечивают мастеру общепризнанный успех на этом поприще.
Сфера деятельности художника не ограничивается гравюрой. М.М. Верхоланцев также пишет статьи об искусстве, об истории и технике ксилографии, которые постоянно выходят в профессиональном научно-аналитическом журнале «Дом Бурганова. Пространство культуры», в международном журнале по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры «Искусство Евразии», в академических монографиях Российской академии художества. Кроме того, он регулярно даёт мастер-классы по технологии гравирования на продольных и торцовых досках и печати на уникальных станках для студентов Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова и других художественных вузов. Изучая творчество Михаила Верхоланцева, нельзя избежать темы «художник и исполнитель», которая в наши дни стоит весьма остро. Во многом его случай – художника и гравера, уникален. В истории искусства не так много имен, снискавших заслуженную славу в этих ипостасях одновременно. Недаром он своими учителями Томаса Бьюика (1753–1828), Чарльза Томсона (1791–1843) и Василия Масютина (1884–1955) – выдающихся мастеров рисунка и гравюры. Но секрет, как часто бывает, лежит на поверхности: все эти мастера обязаны своим успехом не только таланту, но и бесконечному трудолюбию. М.М. Верхоланцев даже вывел собственную формулу этого явления в искусстве: «Художник прогрессирует до глубокой старости только в том случае, когда не боится быть ремесленником».
Михаил Михайлович Верхоланцев родился в Москве в 1937 году в семье художников. В 1961 году окончил отделение художественной обработки дерева и проектирования мебели МВХПУ, однако еще в студенческие годы увлекся гравюрой на дереве и книжной иллюстрацией. В 1960-е годы работал дизайнером в учебно-производственных и научно-исследовательских мастерских МВХПУ, преподавал на отделении промграфики, позже перешел в журнал «РТ», участвовал в создании детского звукового журнала «Колобок», журналов «Спутник кинозрителя», «Семья и школа». Совместно с группой студентов в 1964 сделал цикл портретов театральных деятелей и занавес для Театра на Таганке. В 1965 издательство «Знание» выпустило первую книгу с иллюстрациями М.М. Верхоланцева. В дальнейшем он сотрудничал со многими отечественными издательствами: «Детская литература», «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Наука», «Прогресс», «Радуга» и проч., - а также с рядом зарубежных издательских домов. Художник хорошо известен на международной арт-сцене. Он представлял российское искусство на крупнейших международных выставках и биеннале графики и награжден премиями, медалями в России (2002, 2004, 2008, 2016, 2019, 2021), Италии (1975, 1991), Дании (1981), Турции (2003, 2010), Польше (1973, 1975), Австрии (2004), Китае (2008, 2013), Швейцарии (2010), Дании (1981), Бельгии (1982), Италии (1975, 1991), Австрии (2004), Турции (2003, 2010), Швейцарии (2010), Китае (2008, 2013). Является обладателем множества наград и премий: серебряной медали Российской академии художеств (2003), золотой медали Творческого союза художников России (2008), диплома и медали Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2011), ордена Архангела Михаила № 0077 «За заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление культуры» (2011), медали «Достойному» РАХ (2011), Гран-при на XXVI Всемирном конгрессе Международной федерации экслибрисных обществ и Общенационального общества графики, г. Вологда (2016), золотой медали РАХ (2017), Гран-при Международной триеннале печатной графики, г. Уфа (2019), почётной грамоты президента Российской Федерации (2019), Главной специальной премии «За вклад в мировую гравюру» на Международной триеннале печатной графики, г. Екатеринбург (2020), медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2023), медали «За заслуги перед Академией» (2023), медали Союза художников России «За развитие традиций» (2023) и других. Работы М.М. Верхоланцева хранятся в зарубежных музеях и частных коллекциях Финляндии, Чехии, Словакии, Англии, Бельгии, Германии, Эстонии, Голландии, Франции, Австрии, Турции, США, Аргентины, Португалии, Словении, Дании, Польши, Испании, Италии и других стран, а также в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, картинных галереях Уфы, Вологды, Курска, Перми, Ярославля, Калуги, Тулы, Твери, Пскова, Тобольска, Ханты-Мансийска, Иркутска, Тюмени, а также в зарубежных музеях и частных коллекциях.
Сроки экспонирования: 15 мая - 15 июня 2025 года
Место экспонирования: библиотека Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Часы работы: понедельник-пятница, с 11:00 до 16:00; Вход свободный