Необычная фотовыставка откроется в 21 июня 2025 г. в выставочном пространстве музея-заповедника «Старая Ладога» на Варяжской улице. Свои работы в жанре фотографики представит Сергей Зизюлин – петербургский фотохудожник, член Санкт-Петербургского Союза художников, член Бюро секции графики СХ, участник многочисленных выставок. Работы автора находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея городской скульптуры, в частных коллекциях в России и за рубежом. Для Сергея Зизюлина характерны интерес к предметному миру, соотношению смыслов и умение увидеть образ там, где другие зачастую не видят практически ничего интересного. Творчество автора основано на метафоричных образах, напоминающих каждому зрителю что-то свое, особенное, таким образом, рождается многогранность восприятия одного и того же, но с тонкими подсказками художника основной тени задуманного лейтмотива.
Большинство работ Сергея рождены на строгой парадигме ассоциативного ряда, – отдельные элементы начинают представлять целостное произведение, так, из мусорных пакетов рождается выразительная монохромная серия работ «Сны Гойи». Художник не ищет красоты там, где она наглядно видна каждому, он раскрывает вопрос красоты в уродстве, словно обращаясь к литературному творчеству Умберто Эко и его произведениям «История красоты» и «История уродства». И действительно, как мы могли бы знать столь многое о красоте, не существуй ее антагониста? Сергей Зизюлин раскрывает эти вопросы, и находит сквозь зеркальный взгляд объектива, красоту там, где, казалось бы, ее быть не может: в плевках утомленных прохожих; упавших в лужу перьев пролетающих птиц; старом хламе, выставленном на улицу в одиноком дворе-колодце; лужах и покинутых морем водорослях. Красиво ли это? Да, ведь это красота, рожденная из контрастов, неприметная сразу, в чем-то даже неприятная и отпугивающая. Но ведь вопрос не в том, ЧТО это за объект, а КАКИМ его видит пытливый взгляд художника… И Сергей Зизюлин доказывает своими художественными изысканиями, что «красота в глазах смотрящего», и самое важное – увидеть, – в этом основное мастерство художника, иррационального творца, а не ремесленника.
Играя с противоположностями, автор, из отрицательного для большинства, рождает положительное, и вдохновляющее зрителя взглянуть на привычные вещи под ногами с другой стороны. Он заставляет думать над своими картинами, рассуждать, достраивать в них что-то собственное, фантазировать, а главное, – расширять свои привычные возможности восприятия. И смотря на любую из работ Сергея Зизюлина, у зрителя возникнет диалог с автором, с его творчеством. И да, мнение зрителя может быть отличным от авторского, и вместо «Гейши» или «Гюльчатай», он увидит идущего старика по берегу моря, вспомнив одноименную повесть Хемингуэя.
Творчество Сергея Зизюлина выходит за рамки привычного понимания, оно не простое, требующее внимания, рожденное художником из незаметных вещей и преобразованных в предмет бессознательных ассоциаций, проходящее через сознательное восприятие, – в самый центр человеческого бытия, мироощущения и уникальности. Лишь одна картина способна породить столько откликов и мнений, сколько есть смотрящих на нее глаз. А не это ли основная цель искусства – заставить задуматься зрителя о большем и научить видеть прекрасное и величественное там, где его, казалось бы, нет? В этом и заключена художественная сила работ Сергея Зизюлина. Автор представит в экспозиции около пятидесяти работ в жанре фотографики, созданных им на протяжении последних пяти лет.
Ирина Кристо, электронный журнал «Критикантъ». Февраль, 2025 г.
Выставка работает до 18 июля 2025 г.