Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют проект «Цветочек в полуденной истоме» – второй в серии временных выставок этого года, сквозной темой которого станет метафорический образ цветущего сада как потерянного и обретенного рая. Экспозиция объединит графику современной художницы Анастасии Рыбаковой с произведениями Вадима Сидура.
Проект предлагает метафорическое осмысление темы хрупкости и непостоянства памяти, воплощенное через синтез двух выразительных средств. Графические листы Анастасии Рыбаковой фиксируют зыбкое состояние между расцветом и исчезновением, создавая пространство для размышлений о памяти как нестатичном явлении. Утомленные летним зноем цветы в ее работах становятся многозначным и тонким символом воспоминаний, которые со временем меняются, исчезают или приобретают новые смыслы. В то же время мемориальные скульптуры Вадима Сидура выступают материальным и пластическим якорем памяти, становясь носителем непреклонного исторического контекста, внутри которого разворачивается эфемерное и уязвимое.
Попадая в пространство выставки, зритель оказывается вовлечен в размышления о противоречивой природе памяти - о ее личном, интимном восприятии и широком историческом измерении, - где хрупкое и устойчивое сосуществуют в постоянном парадоксальном единстве.
О ХУДОЖНИКАХ
Вадим Сидур (1924 - 1986) - яркий представитель советского неофициального искусства второй половины ХХ века. Его биография демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 30-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного в результате участия в Великой Отечественной войне, а впоследствии - неприятие со стороны представителей официальной культуры. Человека, который благодаря преданности выбранному пути, сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
Художественное наследие Вадима Сидура многообразно и включает в себя более пятисот скульптур и около тысячи графических листов; экспериментальный кинофильм "Памятник современному состоянию", созданный им в 1974 году; опубликованный посмертно сборник стихов "Самая счастливая осень" и автобиографический роман "МИФ. Памятник современному состоянию", над которым автор работал многие годы, собирая воспоминания, наблюдения и повседневные зарисовки. Скульптуры Вадима Сидура в монументальном размере установлены не только в России, но и в ряде городов Германии и в США.
Анастасия Рыбакова (р. 1998, г. Красноярск) - выпускница Института архитектуры и дизайна СФУ (2022). Живёт и работает в Москве. Основной медиум художницы - живописная графика, а материалы - цветные карандаши, акварель и фломастеры. В своих работах изучает возможности фантазии и воображения, её придуманные миры представляют социум как эмпатичное и чуткое пространство. Практика Анастасии строится вокруг темы новой искренности, её восприятие мира - детское, непосредственное, поэтому работы населяют одушевлённые и антропоморфные создания: цветы, насекомые, овощи, снежинки.
Даты проведения: 11 июня - 27 июля 2025
Площадка: Музей Вадима Сидура, Москва, Новогиреевская, 37А