МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Лики Богоматери» в Музее истории религии

c 8 октября по 12 декабря 2023Санкт-Петербург
В Государственном музее истории религии открылась выставка "Лики Богоматери". Она посвящена почитанию Божьей Матери и ее многочисленных образов в православной и католической культурах. Иконы, гравюры, скульптура, майолика – всего более 100 экспонатов – раскроют историю становления основных иконографических типов Богоматери от раннехристианских времен до наших дней, представят наиболее почитаемые образы Божьей Матери в восточном и западном христианстве.

Среди самых интересных экспонатов – акварельный рисунок фрагмента римских катакомб «Поклонение волхвов» Ф.Л. Реймана, двусторонняя икона XVI в. Божией Матери «Знамение», икона «Образ явленных и чудотворных икон Богоматери», на которой запечатлено более 150 образов Богородицы, деревянная скульптура «Мадонна с Младенцем» (Германия, XIV в.), полотно «Святое Семейство в гирлянде цветов» Яна Питера Брейгеля (1628-1664), список с чудотворной иконы Ченстоховской Матери Божией, сделанный в монастыре на Ясной Горе, и многие другие. Специально к выставке было отреставрировано 11 икон, а также скульптура «Мадонна Скемпская» (Польша, 1901 г.). Около 30 предметов экспонируются впервые.

Согласно греческому преданию VIII в., первые изображения Девы Марии были созданы евангелистом Лукой. Им были написаны три образа Божией Матери, ставшие основными иконографическими типами: Оранта («Моление»), Елеуса («Умиление») и Одигитрия («Путеводительница»). Эти образы представлены в росписях римских катакомб II-IV века – наиболее ранних из сохранившихся памятников христианского изобразительного искусства.

Догмат о почитании Марии как Богородицы был утвержден на третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. После него живописные образы Божьей Матери получили распространение во всем христианском мире – в росписях и мозаиках храмов, на иконах, в книжной миниатюре. К V–VI векам складываются канонические образы Богоматери, устанавливается иконография сюжетов из жизни Девы Марии, известных из Евангелий и апокрифов: Благовещение, Рождество, Успение. Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений получили развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Византийские иконописцы стремились изобразить «неподобное подобие», запечатлеть небесный образ живописными средствами.

Русская православная иконография берет свое начало в Византии, откуда первые века после крещения Руси привозятся иконы. По византийским образцам русские иконописцы создают новые образы. Иконы Богоматери становятся самыми любимыми и почитаемыми. В XII веке владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский привез в свои земли икону «Богоматерь Владимирская» и утвердил праздник Покрова Богоматери. Матерь Божия стала восприниматься главной покрови¬тель¬ницей русских земель.

В русской православной традиции с большинством богородичных образов связано вера в чудотворную помощь. Так, по поверью образ «Неопалимая купина» оберегает от пожаров, в сельском хозяйстве помогает икона «Спорительница Хлебов», при родах молились иконе «Феодоровской» и «Помощнице в родах»; о даровании здоровья просили у иконы «Скоропослушница» и «Всех Скорбящих Радость», от пьянства избавлял образ «Неупиваемая чаша»; в путешествии охранял образ Богоматери «Смоленская».

В Католической Церкви Деву Марию считают главной молитвенной заступницей и просительницей за всех христиан, духовной Матерью всех верующих, а также Матерью Церкви Христовой. Живописные и скульптурные образы Девы Марии окружены особым почитанием.

До конца XIII века каноны были едины для восточного и западного христианства, но в XIV веке в католическом искусстве появляется стремление к изображению земной красоты, трехмерного пространства и выражению индивидуальной живописной манеры. Католическая иконография Девы Марии обогащается новыми типами. Этому способствовало развитие мариологии – раздела в богословии, посвященного Деве Марии. В Католической церкви сложились догматы, отсутствующие в православии: о Вознесении и Короновании Девы Марии, а также о ее Непорочном зачатии, в результате чего появились новые соответствующие образы. На выставке представлены изображения, раскрывающие более 30 иконографических типов Мадонны, среди которых – Дева Мария Матерь Божия, «Святое семейство», «Экклезиа», «Непорочное Зачатие», «Матерь Милосердия». Многие из них представлены в выдающихся произведениях эпохи Возрождения и последующих эпох.

Основой богородичного культа как в Православной, так и в Католической церкви является вера в бесчисленные чудеса, совершенные Девой Марией, ее явления и деяния. Они получили отражение в иконографических вариантах на иконах, картинах и скульптурах, многие из которых почитаются как чудотворные, к ним совершаются паломничества. На выставке об этом напоминают Владимирская, Смоленская, Тихвинская, Казанская, Острабрамская и Ченстоховская иконы Богоматери, статуя «Дева Мария Лурдская» и другие образы.

Выставка открыта до 12 декабря.

www.museum.ru/N83555
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 10.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru