МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя

c 17 ноября 2023 по 3 марта 2024Санкт-Петербург
17 ноября 2023 года в 18:00 в парадных залах Музея Академии художеств открывается выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя».

Межмузейный проект, построенный как своеобразный диалог двух мастеров, представит творчество одного из наиболее самобытных живописцев ХХ века - Николая Ивановича Фешина (1881-1955) и выдающегося скульптора ХХ столетия Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова, 1876-1959).

На выставке представлено более 150 предметов из собраний 12 музеев и научных институций.

Творческое наследие этих знаковых для своего времени художников, соединившее глубоко народные черты и современность, впервые станет предметом сопоставления и анализа. Их творческие судьбы во многом похожи - оба связаны с русской академической школой, национальными и художественными традициями русского искусства (в том числе народного), жили и работали в трагическое для страны время, и оба, будучи уже известными мастерами, выбрали эмиграцию (в 1923 году Фешин эмигрировал в США, Эрзя в 1926 году - в Аргентину), обретя признание за пределами России, при этом на родине настоящее признание получили сравнительно поздно. И оба художника родиной своего искусства всегда считали Россию.

Выставка призвана подчеркнуть сходство направлений творческих поисков двух мастеров, прослеживающееся даже в произведениях столь разных видов искусства, как живопись и скульптура. Фешин в своем творчестве обращается к разным стилям и направлениям, но эти увлечения не разрушают целостность его живописной системы, а наоборот, делают его ярким представителем искусства XX века. Эрьзя также активно ищет мотивы, материалы, однако его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из кебрачо и альгарробо - прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева.

На выставке можно увидеть автопортрет Степана Эрьзи, исполненный им в 1947 году из кебрачо. На момент создания этого произведения скульптору было уже 70 лет, хотя изображает он себя молодым, в самом расцвете сил. С помощью непростого в работе материала - коры и древесины нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке (кебрачо) - Эрьзя создал своеобразный портрет-исповедь, раскрывающий перед зрителем внутренний мир художника.

Представлен на выставке и автопортрет Николая Фешина. Эта работа отличается особой пронзительностью, духовной наполненностью. С большим мастерством передает Фешин особенности своей внешности - горделивость осанки, характерные черты скуластого молодого лица, внимательный взгляд. Четко смоделировано только лицо, остальное - костюм, кабинет, мебель - лишь намечено экспрессивными хаотичными мазками. Эта незавершенность делает работы Фешина такими динамичными, по-импрессионистски свежими.

Живописец, прежде всего, известен именно как мастер портретного жанра. Передаче психологизма он научился в Академии художеств у Ильи Репина. Его портреты всегда правдивы, но художник считал, что гораздо важнее отразить не внешнее сходство, а характер модели. В числе многочисленных портретов кисти мастера, на выставке экспонируется одна из самых известных его работ - "Портрет Вари Адоратской", который стал знаковым детским образом отечественного искусства.

Главная тема искусства Фешина и Эрьзи - человек. Человек был им интересен в самых различных проявлениях. И эта направленность мысли мастеров ярчайшим образом отражена в экспозиции с помощью представленных на ней исторических произведений, жанровых композиции, портретов, ню. Трактовка образа всегда отличается глубиной, эмоциональностью, внешней и внутренней динамикой. Оба мастера любили монументальный характер формы, ясно читаемый даже в небольших по размеру произведениях. Однако при этом их никогда не покидала искренность и поэтическое начало.

Деревенское и городское, национальное и всеобщее - две эти составляющие образного мира Фешина и Эрьзи стали основой их деятельности. Вообще, интерес к национальной культуре и человеку как ее носителю (марийцы, русские, индейцы, аргентинцы) сущностно важен для этих художников. Он знаменует возможность не раствориться в условно-приблизительных категориях человеческого существования. Взгляд на человечество через конкретную личность - это более глубокий и честный подход к экзистенциальной проблематике, особенно значимой для искусства XX столетия.

Впервые объединенные в одном выставочном проекте работы Николая Ивановича Фешина и Степана Дмитриевича Эрьзи - это своего рода эстетический эксперимент, призванный познакомить жителей и гостей Санкт-Петербурга с работами этих самобытных художников и дать возможность каждому посетителю сопоставить творчество авторов.

В рамках дополнительной программы выставки пройдут:

o Музыкальная программа "Тангомания";

o Цикл лекций, рассказывающий о жизни и творчестве художников;

o Показ мод;

o Мастер-классы по творческому копированию;

o Арт-бранч;

o Цикл лекций об искусстве XX века.

Подробная информация представлена на сайте

Кураторы выставки — Максим Алексеевич Костыря, Ирина Леонидовна Алексеева.

17 ноября 2023 - 3 марта 2024

Музей Академии художеств, парадные залы

г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

www.museum.ru/N83771
Ваше мнение »»

»»Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Адрес:город Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Проезд:Ст. м. "Василеостровская", от ст. м. "Спортивная-2" - тролл. № 1, авт. № 24 до ост. "Университетская наб."
Телефоны:+7(999) 0242590 (спр.), +7(999) 0344553 (экс.бюро)
URL:artsacademymuseum.org/
EMail:info@nimrah.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 10.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru