![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя
17 ноября 2023 года в 18:00 в парадных залах Музея Академии художеств открывается выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя». Межмузейный проект, построенный как своеобразный диалог двух мастеров, представит творчество одного из наиболее самобытных живописцев ХХ века - Николая Ивановича Фешина (1881-1955) и выдающегося скульптора ХХ столетия Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова, 1876-1959). На выставке представлено более 150 предметов из собраний 12 музеев и научных институций. Творческое наследие этих знаковых для своего времени художников, соединившее глубоко народные черты и современность, впервые станет предметом сопоставления и анализа. Их творческие судьбы во многом похожи - оба связаны с русской академической школой, национальными и художественными традициями русского искусства (в том числе народного), жили и работали в трагическое для страны время, и оба, будучи уже известными мастерами, выбрали эмиграцию (в 1923 году Фешин эмигрировал в США, Эрзя в 1926 году - в Аргентину), обретя признание за пределами России, при этом на родине настоящее признание получили сравнительно поздно. И оба художника родиной своего искусства всегда считали Россию. Выставка призвана подчеркнуть сходство направлений творческих поисков двух мастеров, прослеживающееся даже в произведениях столь разных видов искусства, как живопись и скульптура. Фешин в своем творчестве обращается к разным стилям и направлениям, но эти увлечения не разрушают целостность его живописной системы, а наоборот, делают его ярким представителем искусства XX века. Эрьзя также активно ищет мотивы, материалы, однако его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из кебрачо и альгарробо - прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева. На выставке можно увидеть автопортрет Степана Эрьзи, исполненный им в 1947 году из кебрачо. На момент создания этого произведения скульптору было уже 70 лет, хотя изображает он себя молодым, в самом расцвете сил. С помощью непростого в работе материала - коры и древесины нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке (кебрачо) - Эрьзя создал своеобразный портрет-исповедь, раскрывающий перед зрителем внутренний мир художника. Представлен на выставке и автопортрет Николая Фешина. Эта работа отличается особой пронзительностью, духовной наполненностью. С большим мастерством передает Фешин особенности своей внешности - горделивость осанки, характерные черты скуластого молодого лица, внимательный взгляд. Четко смоделировано только лицо, остальное - костюм, кабинет, мебель - лишь намечено экспрессивными хаотичными мазками. Эта незавершенность делает работы Фешина такими динамичными, по-импрессионистски свежими. Живописец, прежде всего, известен именно как мастер портретного жанра. Передаче психологизма он научился в Академии художеств у Ильи Репина. Его портреты всегда правдивы, но художник считал, что гораздо важнее отразить не внешнее сходство, а характер модели. В числе многочисленных портретов кисти мастера, на выставке экспонируется одна из самых известных его работ - "Портрет Вари Адоратской", который стал знаковым детским образом отечественного искусства. Главная тема искусства Фешина и Эрьзи - человек. Человек был им интересен в самых различных проявлениях. И эта направленность мысли мастеров ярчайшим образом отражена в экспозиции с помощью представленных на ней исторических произведений, жанровых композиции, портретов, ню. Трактовка образа всегда отличается глубиной, эмоциональностью, внешней и внутренней динамикой. Оба мастера любили монументальный характер формы, ясно читаемый даже в небольших по размеру произведениях. Однако при этом их никогда не покидала искренность и поэтическое начало. Деревенское и городское, национальное и всеобщее - две эти составляющие образного мира Фешина и Эрьзи стали основой их деятельности. Вообще, интерес к национальной культуре и человеку как ее носителю (марийцы, русские, индейцы, аргентинцы) сущностно важен для этих художников. Он знаменует возможность не раствориться в условно-приблизительных категориях человеческого существования. Взгляд на человечество через конкретную личность - это более глубокий и честный подход к экзистенциальной проблематике, особенно значимой для искусства XX столетия. Впервые объединенные в одном выставочном проекте работы Николая Ивановича Фешина и Степана Дмитриевича Эрьзи - это своего рода эстетический эксперимент, призванный познакомить жителей и гостей Санкт-Петербурга с работами этих самобытных художников и дать возможность каждому посетителю сопоставить творчество авторов. В рамках дополнительной программы выставки пройдут: o Музыкальная программа "Тангомания"; o Цикл лекций, рассказывающий о жизни и творчестве художников; o Показ мод; o Мастер-классы по творческому копированию; o Арт-бранч; o Цикл лекций об искусстве XX века. Подробная информация представлена на сайте Кураторы выставки — Максим Алексеевич Костыря, Ирина Леонидовна Алексеева. 17 ноября 2023 - 3 марта 2024 Музей Академии художеств, парадные залы г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 www.museum.ru/N83771 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |