![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы
С 28 ноября 2023 по 3 марта 2024 г. Дом русского зарубежья им. А.Солженицына представляет выставочный проект "Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы". В проекте исследуется уникальное явление - туркестанский авангард, который вобрал в себя не только традиции русской академической художественной школы и русской философии, но также и многогранное революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок. Выставочный проект объединяет творчество и удивительные истории о художниках-авангардистах и коллекционерах, сохранивших для потомков их искусство. Это художники, работавшие в Средней Азии: Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин) - создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане. С ними в разное время взаимодействовали художники Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов, чьи работы также будут представлены на выставке. В проекте исследуется и значение личностей Игоря Савицкого, его знаменитого "конкурента" - Георгия Костаки и Камиллы Грей, чья книга перевернула представление всего западного мира о значении русского искусства в мировом контексте и фактически положила начало всемирному триумфу русского авангарда. В крупном межмузейном проекте и издании каталога принимают участие: Государственная Третьяковская галерея, Музей Востока, Псковский музей-заповедник, Фонд наследия русского зарубежья (ФНЗР), фонд "Марджани", продюсерская кинокомпания "ДокуМенталист", а также галерея "Веллум" и ряд частных коллекционеров. Выставка проходит в рамках многочастного проекта "Изменившие мир: российские художники и меценаты и формирование нового искусства в XX веке: Восток и Запад". Проект состоит из созданного ранее документального фильма "Ловцы солнца" (2023, авторы сценария: Любовь Агафонова и Юлия Вербицкая; авторы и продюсеры: Валдис Пельш и Елена Потанина); изданной специально к выставке книги (автор: Любовь Агафонова) и, собственно, самой выставки, включающей более 60 экспонатов живописи и графики, фотоматериалы, подлинные книги, изданные в начале прошлого века из музейных и выдающихся частных собраний. Куратор, автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова: "Вопросу, как русские деятели визуальной культуры повлияли на художественные процессы как на Востоке, так и на Западе, посвящается уже третий проект, который я делаю в Доме русского зарубежья. На сей раз он о художниках-авангардистах, обосновавшихся в Туркестане. Экспозиция строится на пересечении судеб трех больших художников, "трех мушкетеров". Удивительное переплетение судеб, отразившееся в их произведениях, заворожит всех любителей живописи". Александр Волков - непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков, усиленные светотеневыми решениями красок: непривычных глазу, вырванных из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках ангелов, в оправдании демонов. Но мистицизм на картинах Волкова был солнечным и радостным. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал "вторую Троицу" и "Гранатовую Чайхону", а его "Караваны" - поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении. Мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье. Александр Николаев (Усто-Мумин) - утонченный посредник между восточной вывеской и русской иконой. Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку - жест эстетский и метафизически ясный, можно сказать, даже закономерный для адепта русского символизма, литературного, эзотерического - того бешеного короткого периода "демиургов" и "шарлатанов", созданного в большой степени именно художниками Серебряного века. Немного опоздавший родиться Александр Николаев, в Туркестане 1920-х годов продолжил работу своих предшественников из "Мира искусства", "Весов", "Аполлона" и "Голубой Розы". Он создал нечто уникальное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами. Виктор Уфимцев - бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни - чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни - вновь уловивший возвращение "авангарда" автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана. 12+ 28 ноября 2023 - 3 марта 2024. Вторник, среда, пятница, воскресенье: 11:00-19:00. Четверг, суббота: 11:00-21:00. Понедельник - выходной. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 www.museum.ru/N83778 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |