МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Васильевский остров Алексея Карёва

c 13 ноября 2024 по 14 января 2025Санкт-Петербург
13 ноября в зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открывается выставка "Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения". Алексей Еремеевич Карёв (1879-1942) - живописец и график, один из основоположников ленинградской пейзажной школы. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера из собрания Русского музея, запечатлевшие облик Васильевского острова - излюбленного "места вдохновения" Карёва в 1920-е - 1930-е годы.

Алексей Карёв - представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Пётр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для художника, как и для большинства упомянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Карёв посещал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, полученные в этом городе, стали важнейшими слагаемыми творческой эволюции Алексея Карёва.

В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников "Голубой розы". Алексей Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, ездил в Москву, где знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По словам художника, конец 1900-х - начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. Последним звеном в этой веренице влияний стала выставка "100 лет французской живописи" (1912) в Петербурге, где Карёву особенно запомнились работы Анри Матисса, Мориса Утрилло и Альбера Марке.

В 1910-е, когда Алексей Карёв начал экспонировать свои работы на выставках "Мира искусства" и позднее стал членом этого общества, он обратился к иным принципам в живописи. Художник опирался в равной степени как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.

С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа ("Зимний городской пейзаж", 1915; "Дом на окраине города", 1917; "Дома. Этюд", 1917; "Летний городской пейзаж", 1921). Некоторые из работ вдохновлены французской выставкой 1912-го, другие, например, "Дом на окраине города", самый известный из ранних пейзажей, - экспериментами футуристов из "Союза молодёжи". В этих пейзажах Алексей Карёв отдаляется от натурных впечатлений, стремясь к синтезу, к обобщению.

С середины 1920-х ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой - город. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова).

С 1922 года до конца своей жизни Алексей Карёв преподавал живопись в Академии художеств. Васильевский остров стал для него излюбленным "местом вдохновения". Просторы Невы, широкие и светлые улицы напоминали ему родные волжские дали. Карёв жил на Васильевском острове, причём какое-то время непосредственно в Академии художеств - в несохранившемся доме на Литейном дворе.

География пейзажей 1920-х - в основном, окрестности Андреевского (ныне Василеостровского) рынка. Вспоминая своего кумира Марке, Алексей Карёв предпочитал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображённого. "Городской пейзаж. Васильевский остров" (1926), "Вид на город из открытого окна" (1920-е), "Андреевский рынок" (1927), "Демонстрация у завода" (1926) запоминаются яркой эмоциональностью, изысканной простотой живописного решения.

Пейзажи начала 1930-х отмечены всё большим лаконизмом изобразительных средств. В 1934-м по заказу Ленсовета Алексей Карёв написал масштабную картину "Нева". Она экспонируется в соседнем зале экспозиции. Предположительно, нужный ракурс изображённого мотива художник увидел со стороны Адмиралтейского острова. Ему удалось создать величавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга-Ленинграда. Этот пейзаж, по существу, стал последним значительным произведением мастера.

Жизнь Алексея Карёва оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле.

Выставка продлится до 14 января 2025 г.

www.museum.ru/N85932
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:info@rusmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 22.11.2024
 x    ?  

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Международная конференция «Бахрушинские чтения-2024»

Научная конференция "Город и Музей" в Петропавловской крепости

Верещагинские дни - 2024

«Вольтеровские чтения» в Российской национальной библиотеке

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха"

Музей Эрарта объявляет старт приема заявок на участие в Эрарта Премии - 2025

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru