|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар
В музее-заповеднике "Царицыно" с 11 декабря начинает работать выставка о татарских художественных промыслах и их эволюции в городской среде. В экспозиции - более четырехсот экспонатов, среди которых булгарское золото XII века, серебро эпохи Золотой орды, предметы быта, одежда, обувь, книги и журналы конца XIX века и знаменитый шамаиль, ставший феноменом татарской культуры. Выставка "Город и промысел. Встреча в Казани" продолжает серию проектов "Царицына", посвященных культуре и традиционному искусству мусульманских регионов России. Два года назад музей подробно рассказывал о традиционном искусстве Дагестана на выставке "Путь Патимат". Новый проект - об истории народного искусства татар от Средних веков до нашего времени. Выставка создана в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан, при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы. Главные герои выставки - промыслы, перенесенные человеком из деревни в город. У каждого своя судьба. Кожаная мозаика и вышивка из кустарного производства превратились в художественную промышленность; этому способствовали мастера и купцы из Казани и других городов, активно торговавшие по всей Средней Азии, Поволжью и Европейской части России. Ювелирное дело стало авторским искусством. А вот ткачество в городе не прижилось да так и осталось частью деревенского уклада: самотканые полотенца закупались горожанами только для праздников, а все прочие потребности закрывал богатый выбор привозных тканей в городских лавках. Основной акцент в экспозиции сделан на событиях рубежа XIX и XX веков. Татарстан в то время был регионом с самой активно растущей промышленностью и духовным центром мусульман всей России. Татарские купцы - Апанаевы, Апаковы, Юнусовы, Галеевы - ставили традиционные промыслы на промышленные рельсы и через широкую торговую сеть распространяли "азиатские товары" по всей России и дальше, в Западную Европу. Язык, религия и живой интерес к знаниям скрепляли общество: в городах открывались театры и библиотеки, появлялись типографии и печатавшаяся в них периодика, трансформировалась система образования, менялись традиционный быт и семейный уклад. Выставка занимает десять залов Хлебного дома. Каждый посвящен одному татарскому промыслу: от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля. Гуляя по залам, посетители как будто проходят город насквозь, знакомятся с его традициями и судьбами горожан.
В зале "Миллет/Наше все" речь идет о богатом шумном городе конца XIX века, где полно мастерских и живет огромное количество народу. Зал "Ана тэлэ/Язык матери" посвящен тихой сельской культуре поволжских татар, детству, ткачеству и шитью. Зал "Гузеллек/Красота" - о ювелирном искусстве, прославившим татарских мастеров среди народов Поволжья и Средней Азии. А "Иман" - о вере, которая всегда была столпом самосознания татарского народа и остается им поныне. Центральные экспонаты этого зала - татарский шамаиль, литографии и картины на стекле религиозного характера начала XX века, а также работы современных художников, выполненные в той же технике.
Помимо предметов куратор Ксения Паршина собрала для выставки коллекцию историй о татарах, живших на рубеже столетий. Например, история о часах с боем. С точки зрения морали прослушивание музыки в татарском доме начала XX века считалось занятием неоднозначным и часто осуждалось. Но люди нашли оригинальный выход из ситуации: они подводили время на часах таким образом, чтобы бой превращался в мелодию. В экспозиции такие часы есть - производства московской фирмы Моргуновых конца XIX века.
Современное искусство Татарстана во многом наследует традиционному. Самый первый экспонат на выставке - войлочный триптих, гобелен "Сады вечности" казанской художницы Альфии Ильясовой, созданный по мотивам молитвенного коврика-намазлыка начала XX века из собрания Национального музея Татарстана специально для выставки. В залах "Миллет / Наше все" - кожаная мозаика Наили Кумысниковой и расшитые вручную бархатные калфаки Луизы Фасхутдиновой. В экспозиции можно посмотреть видео участников творческой лаборатории, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой - о татарском фольклоре и его сильнейшем влиянии на современную культуру. В параллельной программе к выставке этот факт будет доказан неоднократно: на лекциях, творческих встречах, кураторских экскурсиях, концертах этнической музыки, кинопоказах авторского кино, занятиях по каллиграфии и вышивке, научной конференции о взаимодействии промыслов и города. По мнению куратора, выставка должно напомнить посетителям музея, что татарское искусство - не экзотика, а часть нашей общей истории, которую многим из нас еще предстоит изучить. "Сотни лет наши народы жили бок о бок, - говорит Ксения Паршина, - и мы уверены, что знаем друг о друге все. Но это не так. Выставка показывает, что татарское народное искусство не ограничивается вышитыми головными уборами и узорными сапогами. Многое в культуре татар отзывается посетителю, многое узнается как свое. Истории из жизни промыслов и горожан поражают мое воображение, и я уверена - удивят и наших гостей. Разбудить восприимчивость, сформировать новый взгляд на искусство поволжских татар - вот задача максимум новой выставки. Приходите в "Царицыно" удивляться". Участники выставки: Национальный музей Республики Татарстан, Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Этнографический музей КФУ (Республика Татарстан), Научная библиотека имени Н.И. Лобачевского КФУ (Республика Татарстан), Государственный исторический музей, Российский этнографический музей, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, частные коллекционеры. Время работы выставки: 11 декабря 2024 - 30 марта 2025. www.museum.ru/N86059 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |