МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

c 26 мая по 12 ноября 2023Москва
26 мая в Третьяковской галерее открывается для посещения выставка «По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века».

Новый выставочный проект Государственной Третьяковской галереи знакомит зрителей с процессом обучения рисунку в XVIII - начале ХХ в., являющемуся основой любого вида изобразительного искусства и сегодня. Разделы экспозиции представляют разные учебные практики, к которым приобщались студенты Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также мастерских различных педагогов на пути к вершинам мастерства. В экспозицию войдут учебные рисунки Александра Иванова, Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова и многих других выдающихся художников. Выставка даст возможность обратиться к истокам творческой деятельности этих мастеров и понять, с чего начинался их путь. Большая часть произведений демонстрируется впервые.

Русская академическая школа рисунка традиционно пользовалась у художников высоким авторитетом. С появления в середине XVIII века Академии художеств в Петербурге она наделяла своих учеников умениями и навыками, позволявшими свободно решать сложнейшие творческие задачи. Основой академической системы образования был рисунок. Он сопровождал начинающего художника с первых шагов на протяжении всего творческого пути.

Выставка поделена на разделы, которые отражают программу обучения в высших художественных учебных заведениях: копирование с "оригиналов", рисование с гипсов, посещение натурных классов, работа над костюмными постановками и, наконец, создание композиций для больших отчетных работ.

Обучение художествам начиналось с отработки разного вида карандашных штрихов и простейших элементов рисунка. Затем упражнялись в рисунке пером тушью, где невозможно делать поправки, поскольку следующая стадия - копирование "оригиналов" (гравюр или рисунков разных художников) - требовала безукоризненного контура и точной штриховки. Вторая ступень - рисование с гипсовых копий мраморных бюстов и статуй выдающихся мастеров прошлого - знаменовала переход от плоского оригинала к трехмерному. Ученик осваивал светотень как способ создания объема предмета. Поднимаясь на следующую ступень, академисты переходили к главному предмету их творчества: изображению живой натуры, человека. В изучении анатомии человеческого тела - костей и устройства скелета, строения мышц и связок - на помощь приходил анатомический рисунок.

Главным классом, краеугольным камнем всей системы образования был натурный класс. Рисованию "академий", этюдов с обнаженного человеческого тела, в учебном процессе уделялось едва ли не основное внимание.

Если анатомический и натурный классы давали знания и практические навыки в изображении конструкции и пластики обнаженного тела, то в манекенном и "костюмном" классах учили рисовать одеяния с изящными складками, драпирующимися вокруг тела, а также исторически достоверные костюмы для персонажей других эпох.

Одновременно с обучением в классах каждый академист был обязан ежемесячно выполнять учебный композиционный эскиз, тему которого назначал профессор. В работе над ним нужны были и владение рисунком, анатомией и перспективой, и умение изобразить драпировки, и сведения, полученные из курсов словесности, общей истории и истории искусств, поскольку любой сюжет требовал ориентации в исторической обстановке, особенностях архитектуры, костюмов, утвари, вооружения изображаемой эпохи. Эскизы служили упражнениями, которые, наряду с занятиями живописью, подводили академиста к созданию законченной картины. Лучшие из них награждались малыми золотыми медалями.

Итогом учебного процесса становилось исполнение живописной программы на большую золотую медаль. Эта награда была признанием профессионализма; она также открывала для молодого художника возможность отправиться на несколько лет для совершенствования за границу, в Италию или во Францию за счет Академии в качестве ее пенсионера.

Академическая система обучения была суровой школой, которую подчас справедливо критиковали за консерватизм. Но, проходя ее испытания, преодолевая трудный путь по ступеням лестницы, ведущей к вершинам мастерства, наиболее талантливые ее питомцы, наделенные яркой творческой индивидуальностью, - К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и многие другие - создавали произведения, которые украшают коллекции крупнейших отечественных музеев и являются гордостью русского искусства.

Состав выставки: более 250 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи

Кураторы: Нина Маркова, Софья Горбачева.

Выставка открыта с 26 мая по 12 ноября 2023 года

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

www.museum.ru/N82644
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 11.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru