МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Крошечная выставка". Миниатюрное искусство из собрания Музея Тропинина

c 6 июля по 28 сентября 2023Москва
6 июля в Музее Тропинина и художников его времени состоится открытие новой выставки из собрания музея – «Крошечная выставка». Это первый опыт музея В.А. Тропинина по созданию экспозиции только из предметов миниатюрного искусства.

В камерном зале на 30 квадратных метрах представлено более 160 экспонатов из собственных фондов: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло. Специально спроектированные инсталляции позволят посетителям "заглянуть в замочную скважину" и рассмотреть экспонаты, помещённые в мини-боксы.

На выставке произведения мастеров миниатюристов дополняют малоформатные графические и живописные работы художников И. Левитана, В. Поленова, И. Айвазовского, Р. Жуковского, П. Соколова, В. Гау, Ф. Кюнеля и других.

Особенное место в экспозиции занимает один из самых любимых предметов коллекции основателя музея, известного коллекционера, Ф.Е. Вишневского - двухслойный стеклянный стакан с шлифованными гранями и миниатюрным пейзажем, расположенным между стенками стакана и выполненный из бумаги, соломки и мха с изображением псовой охоты. Это уникальный стакан, созданный на знаменитом стекольном заводе Бахметьевых крепостным мастером Александром Вершининым, один из немногих дошедших до наших дней. До сих пор секрет производства этих стаканов не понятен исследователям.

Создание миниатюрного произведения искусства требует высочайшего мастерства, виртуозного владения художественной техникой и особого взгляда на предмет. Ярким примером такого сочетания навыков и таланта является микромозаика, моду на которую ввёл Павел I.

Микромозаики считались предметами ювелирного искусства и создавались из мелких кусочков стекла - тессер. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4000 шт. на 3 квадратных сантиметра. Анна Попова, куратор "Крошечной выставки", особо выделяет миниатюру с изображением петуха. Автор - Егор (Георг) Веклер, возглавлявший мастерскую при отделке Исаакиевского собора и работавший на императорскую семью. Изображение петухов часто использовали на больших римских мозаиках. В Государственном Эрмитаже также хранится аналогичная мозаика Веклера с изображением петуха.

Большую популярность в конце XVIII в. приобретают изображения эгломизе́ - так во второй половине XVIII в. французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал "гломиз" (производное от имени Ж.Б. Гломи, который в Париже занимался рисованием и изготовлением рам, украшая их зеркалами и стеклами с цветной фольгой). С помощью вставок эгломизе декорировали мебель, различные предметы домашнего обихода. Но чаще всего поступали заказы на медальоны с портретными изображениями в виде силуэта. Благодаря сочетанию с техникой эгломизе они становились предметами роскоши.

Музей В.А. Тропинина впервые демонстрирует силуэты и эгломизе из своего собрания, а также рисованные камеи И.Я. Пескорского, русского мастера миниатюры и гравюры, жившего в Париже.

Миниатюрное искусство носило не только мемориальный, но и прикладной характер: стали популярными роскошные предметы бытового характера. Так в XVIII - начале XIX вв. детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей. Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства, и стоили целое состояние. Начиная с XVII в., предметом вожделения и детей и взрослых стали кукольные дома, в точности повторявшие поместья заказчиков вплоть до деталей интерьера. На выставке представлен миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды производства "Товарищество Кузнецова".

Особое место в экспозиции занимают вещи, вышитые бисером: детали дамских туалетов, кошельки, сумочки, записные книжки. В период, именуемый "золотым веком русского бисера", бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, а шитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, переплеты книг, сонетки и многое другое украшали дома состоятельных людей. Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисеринок не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2-0,3 мм. Вышивание бисером считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия для дам высшего света.

В экспозиции также представлены и другие виды миниатюрного искусства - резьба на кости, камеи, крошечные инструменты для рукоделия.

Куратор: Анна Попова, заместитель директора Музея В.А. Тропинина.

Даты: 06.07 - 28.09.23

www.museum.ru/N82907
Ваше мнение »»

»»Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Адрес:город Москва, Щетининский пер., д. 10, стр. 1
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 959-11-03 - заказ экскурсий
URL:museum-tropinina.ru/
EMail:muzeitropinina@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 11.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru