МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Современное исламское искусство Ирана» в Музее истории религии

c 14 сентября по 21 ноября 2023Санкт-Петербург
Выставка произведений декоративного и изобразительного искусства современных иранских мастеров, работающих в традиционных для Ирана художественных техниках, включает около 100 экспонатов.

Выставка предоставлена Культурным представительством при посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации и призвана познакомить российского зрителя с художественной жизнью исламского государства, которая органично сочетает в себе новые и традиционные стили, техники, материалы. Видное место занимают изысканные панно с каллиграфически исполненными кораническими формулами, репрезентирующие религиозные основания современной иранской культуры.

Запрет на изображение человека и животных является отличительной чертой мусульманского искусства. И хотя в Коране не содержится на этот счет специальных предписаний, в религиозном искусстве ислама он получил весьма строгий характер. Чтобы не навлечь обвинения в многобожии и отходе от ислама (уподобление Аллаху и приписывание ему сотоварищей), мусульманские мастера и художники избегали композиций с живыми существами. Абстрагируясь от повествовательных сюжетов, они создали богатый мир обобщенных геометрических орнаментов, сложных растительных узоров и каллиграфических композиций, призванных прославлять идею Единого и Всемогущего Аллаха. Виртуозно исполненные арабоязычные и персоязычные надписи в обилии украшали фасады архитектурных сооружений. Чаще всего в них были заключены изречения из Корана и Сунны пророка Мухаммада, а также цитаты из прозаического и поэтического наследия средневековой Персии. Вместе с тем особенностью иранского средневекового искусства является расцвет книжной миниатюры, которая преодолела формальный запрет на фигуративные композиции и оказала сильное влияние на другие национальные школы исламского изобразительного искусства.

Выставка наглядно демонстрирует богатство и разнообразие художественных техник. На выставке посетители смогут увидеть кувшины, вазы, подносы, тарелки, выполненные в древней технике торевтики. Выделяются два стиля в искусстве торевтики: исфаханский и тебризский. Большой популярностью пользуется торевтика на меди, изготовленная в исфаханском стиле. В настоящее время и в других иранских городах существуют разные стили торевтики.

Город Исфахан также считается главным центром производства изделий и в нескольких других техниках, например, технике минакари. Это искусство традиционной иранской расписной разноцветной эмалью и глазурью по металлу и керамике. В процессе изготовления минакари, металлическое изделие (из меди, бронзы, серебра и золота) покрывается специальной белой глиной и трижды подвергается обжигу в печи при высокой температуре. После обжига делается роспись синей краской (оксидом меди) и изделие снова помещают в печь. Сложная техника минакари использует растительные орнаменты, доисламские традиционные символы и сюжеты персидской миниатюры.

Не менее популярна инкрустации бирюзой декоративных изделий из меди, серебра и бронзы в Иране называется техникой фирузе-куби (персидское слово фирузе означает «бирюза»). Данная техника зародилась в середине XX века в Исфахане и по праву называется «бирюзовым чудом Ирана». Иранская бирюза более качественная, а самая древняя обработанная бирюза хранится в Тегеранском археологическом музее, камень был обнаружен почти 7000 лет назад. Поверхность посуды, украшений, декоративных изделий из меди, латуни, серебра, бронзы или никеля, предварительно очищается и поливается эпоксидной смолой черного цвета. После этого на поверхность «клея» мозаично укладываются обработанные кусочки бирюзы. Чем сложней мозаика и причудливей голубой оттенок, тем дороже изделие.

Дополняет выставку произведения иранского современного художника, уроженца Исфахана, почетного и заслуженного профессора факультета изящных искусств Тегеранского университета Махмуда Фаршчияна (род. в 1930 г.). Жемчужиной выставки является альбом с фантасмагорическими иллюстрациями в стиле «сюрнатурализма», выполненный мастером в 2004 году. Его работы выставляются в лучших музеях Азии и Европы. На выставке можно увидеть каллиграфические этюды на коже, меди, ткани, а также фотографии, запечатлевшие памятники культурного наследия Исфахана. В прошлом Исфахан называли Нисф-е Джахан, что означает «половина мира». В 2004 году Исфахан и Санкт-Петербург стали городами-побратимами, а в 2019 году один из скверов Фрунзенского района Петербурга получил его имя.

www.museum.ru/N83380
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 11.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru