МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств

c 17 октября по 1 декабряКалининградская область
17 октября 2024 года в Калининградском музее изобразительных искусств начинает работу выставка японской гравюры укиё-э из собрания Государственного Эрмитажа.

На экспозиции представлены 20 цветных ксилографий XVIII-XIX веков, которые отражают жанровое разнообразие изобразительного искусства Японии эпохи Эдо (1603-1868). Сцены городской жизни, "портреты" знаменитых актёров, пейзажи и достопримечательности Восточной столицы Эдо - все эти яркие образы позволяют познакомиться с особенностями культуры далёкой страны.

"Картины изменчивого мира" - так переводится с японского языка "укиё-э". Это художественное направление сформировалось под влиянием быстро развивающейся городской культуры XVII-XIX веков. Художники находили сюжеты для гравюр в весёлой, наполненной событиями жизни горожан.

Гравюры укиё-э появились как иллюстрации к рассказам, но уже к первой половине XVII века оформились в самостоятельный вид искусства. В первые десятилетия существования укиё-э особой популярностью пользовались жанры бидзинга ("изображение красавиц") и якуся-э ("изображение актёров"). Бидзинга представляли собой идеализированные портреты знаменитых куртизанок - в то время закрытый "квартал удовольствий" был центром общественной жизни наравне с театром кабуки. Такие гравюры одновременно выполняли роль рекламы и афиш. Оттиски стоили недорого, поэтому "портреты" кумиров вскоре стали появляться даже в домах небогатых горожан.

Пейзаж получил развитие как самостоятельный жанр в гравюре несколько позднее. Под влиянием жёсткой цензуры, которой подвергались бидзинга и якуся-э, художники начали выбирать более "нейтральные" мотивы - городские виды, храмы и другие достопримечательности.

Процесс создания ксилографий был довольно сложным и требовал усилий четырёх человек. Издатель формировал заказ, художник выполнял контурный рисунок тушью и определял цветовую гамму. Резчик вырезал изображение на деревянной доске, а печатник наносил краску и делал оттиски. Для печати каждого цвета требовалась отдельная доска. Тираж обычно составлял около 200 листов.

На выставке показаны работы таких прославленных мастеров, как Судзуки Харунобу (1725 -1770), Китагава Утамаро (1754-1806), Кацусика Хокусай (1760-1849), Андо Хиросигэ (1797-1858).

Куратор выставки - Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

***

Основным центром производства гравюр укиё-э был город Эдо (ныне Токио). В 1590 году военный правитель страны сёгун Токугава Иэясу переместил сюда военное правительство. Менее чем за 50 лет Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

В то время путешествия по стране, храмовые и городские праздники, посещение "кварталов удовольствий" и спектаклей театра кабуки, всевозможные состязания и пикники на природе прочно вошли в городскую жизнь. Коренные изменения образа жизни были вызваны как возросшим достатком горожан, так и появлением новой философии "быстротекущего мира" - укиё, согласно которой все радости жизни следует ценить и наслаждаться ими, пока они не исчезли или пока жизнь не закончилась.

В литературе новая философия нашла отражение в популярных рассказах укиё-дз?си о любви и перипетиях купеческой жизни. В изобразительном искусстве сформировался стиль укиё-э. Новые, развлекательные жанры литературы и искусства отражали умонастроения того времени - гедонизм, легкое отношение к жизни, стремление к удовольствиям и наслаждению.

Средоточием этой философии был "Квартал удовольствий" Ёсивара. В условиях строгой сословной регламентации, проводимой правительством, это место давало возможность почувствовать себя свободным от ограничений, стать "хозяином жизни". Здесь формировались правила этикета и рафинированных любовных отношений, а также зарождались модные тенденции.

Театр кабуки ("отклоняться", "из ряда вон выходить") был другим важным центром общественной жизни столицы. Он появился в Киото в начале XVII века из танцевальных представлений женской труппы под руководством Окуни. Девушки из этой труппы не придерживались привычного рисунка танца, выступали в ярких, необычных костюмах, использовали настоящие мечи или надевали на шею цепь с католическим крестом. Это и дало повод называть их представления кабуки.

На протяжении периода Эдо правительство трижды проводило крупные реформы, одной из целей которых было "исправление нравов" населения. В 1629 году женские театральные труппы были запрещены и заменены на юношеские. С 1650-х годов все роли в театре стали исполнять исключительно взрослые мужчины. Фривольные танцевальные представления и короткие фарсы уступили место драматическим постановкам с развитой сюжетной основой.

Гравюры тоже подвергались проверке на соответствие нормам морали. Под запрет попадали изображения воинских кланов, живших после XVI века, включение в гравюру имен борцов сумо, актёров театра кабуки и куртизанок, за исключением девушек из Ёсивара. Художники пытались обходить законы, обозначая имя девушки цветком или зашифровав его в декоре тканей. Однако ограничения, коснувшиеся бидзинга и якуся-э, дали импульс к развитию других жанров - пейзажа и военно-исторической гравюры муся-э.

Когда: 17.10.2024 - 01.12.2024

Где: Калининградский музей изобразительных искусств (Калининград, Ленинский проспект, 83)

www.museum.ru/N85716
Ваше мнение »»

»»Калининградский музей изобразительных искусств
Адрес:Калининградская область, г. Калининград, Ленинский проспект, 83
Телефоны:(4012) 46-71-66 (приёмная), 46-71-43 (касса)
URL:kaliningradartmuseum.ru/
EMail:secretariat@kaliningradartmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 25.11.2024
 x    ?  

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru