МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

c 6 мая по 30 августаСанкт-Петербург
В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Спасавшие красоту» – главный выставочный проект музея к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Экспозиция в цокольном этаже Камероновой галереи рассказывает об эвакуации музейных коллекций, оккупации (1941–1944) и освобождении города Пушкина, а также о подвиге отечественных реставраторов, которые практически из руин воссоздали царскосельский дворцово-парковый ансамбль.

На выставке представлены предметы из коллекции ГМЗ «Царское Село», Историко-литературного музея города Пушкина, Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга и Государственного архива Российской Федерации, а также мемориальные вещи, которые принадлежали реставраторам, возрождавшим Екатерининский дворец. Всего – больше 150 предметов.

Дизайнеры экспозиции – художники Яна Глушанок и Елизавета Васильковская – представили выставочное пространство в виде трёх галерей, каждая из которых посвящена важным этапам истории Екатерининского дворца: от разрушения до восстановления и воссоздания. Эти этапы отражают не только физическое преображение архитектурного шедевра, но и эмоциональное восприятие событий, связанных с его историей.

– Как нам кажется, выставка, прежде всего, эмоциональная. Она человеческая, она о людях. И это не столько рассказ или показ предметов и фотоматериалов. Мы хотим, чтобы она произвела сильное эмоциональное воздействие на посетителя – через восприятие, ощущения, память сотрудников музея. Поэтому на выставке звучат голоса. Это записи,которые воспроизводят архивные документы, письма, воспоминания свидетелей тех трагических событий, – говорит заместитель директора музея по научной работе Ираида Ботт.

Выразительными штрихами экспозиции стали видеопроекции, созданные на основе фотографий и кадров хроники, – парашютист на фоне неба, Кагульский обелиск с проявляющейся на его основании пронзительной фразой, оставленной в марте 1943 года, пожар в Китайском театре, воссоздание Екатерининского дворца из руин.

Важная составляющая – аудиоспектакль. Это живые голоса людей, они рассказывают об эвакуации, обороне и восстановлении Царского Села. В основе спектакля — архивные документы, письма, воспоминания, записанные со слов тех, кто был свидетелем этих драматичных событий – генерала Ивана Хазова, поэтессы Ольги Берггольц, музейных сотрудников Евгении Туровой и Веры Лемус, народного артиста Юрия Никулина.

Экспозиция начинается с предвоенного времени. На открытках, фотографиях и видеоматериалах 1930-х годов – жизнеутверждающий портрет довоенной эпохи. Посетители парков прогуливаются перед Екатерининским и Александровским дворцами, катаются на лодках на Большом пруду, участвуют в спортивных соревнованиях. 22 июня 1941 года в Екатерининском дворце прошла последняя экскурсия. С этого дня до начала оккупации города Пушкина оставалось 86 дней и всё это время в музее не прекращалась работа.

Эвакуация предметов из Царского Села – героическая страница истории музея и подвиг его сотрудников. В Предцерковном зале Екатерининского дворца и в южной части здания, где находились реставрационные мастерские, сотрудники (в основном женщины) упаковывали в ящики, грузили и отправляли вглубь страны бесценные коллекции. Коллектив был малочисленный – в первые два месяца войны многие работники музея, экскурсоводы и реставраторы были мобилизованы в армию и на оборонительные работы.

Эшелоны с музейными экспонатами отправились в Горький, а затем в Новосибирск и Сарапул. Заключительную партию отправляли на грузовых машинах в Исаакиевский собор. Всего из пушкинских музеев удалось эвакуировать 18 751 предмет. Спустя неделю после того, как последний эшелон с экспонатами покинул музей, фашистские войска заняли город Пушкин.

Значимый раздел выставки посвящен воссозданию Екатерининского дворца и всего дворцово-паркого ансамбля, а также подвигу ленинградских реставраторов. Среди них – главный архитектор музея Александр Александрович Кедринский, художник-реставратор Яков Александрович Казаков, скульптор Лилия Михайловна Швецкая, резчик Алексей Константинович Кочуев.

Александр Александрович Кедринский – архитектор, основоположник ленинградской школы реставрации – автор проекта восстановления царскосельского дворцово-паркового ансамбля. С 1957 года возрождение дворцово-паркового ансамбля стало главным делом его жизни. По мнению специалистов, впервые в отечественной практике Кедринский воплотил принцип комплексного, ансамблевого подхода к возрождению памятников архитектуры. Он предусматривает, что каждый восстанавливаемый архитектурный объект мыслится не изолированно, а как составная часть окружающей среды, подверженной естественным изменениям во времени.

На выставке представлены автопортрет Кедринского, лейтенанта советской армии, и батальная сцена кисти архитектора, а также несколько проектов – воссоздания Янтарной комнаты, плафона и цветового решения панелей на стенах этого интерьера.

Художник-реставратор Яков Александрович Казаков более двадцати пяти лет посвятил восстановлению плафонной живописи в Екатерининском дворце, куда пришел в 1963 году. И оставался здесь до последней минуты жизни: мастер умер перед входом во дворец. Его последними словами были: «Нужно заказывать новые холсты…».

Бригада во главе с Казаковым работала над восстановлением плафонной живописи во многих залах Золотой анфилады. За каждым из них – своя история, связанная с научной разработкой проектного задания, изучением художественного языка и технологии живописи прошлых эпох, приобретением опыта в создании сложнейших барочных композиций. На выставке в Камероновой галерее представлены эскиз плафона Большого зала, фрагмент копии композиции «Аллегория Мира» Джузеппе Валериани. В 1977 году художник Валерий Леднев запечатлел Казакова с палитрой и кистью в руках.

Художник-реставратор Алексей Антонов – сын Валерия Антонова, резчика, который работал над воссозданием деревянного убранства дворца – предоставил для выставки предметы, которые принадлежали отцу и руководителю бригады резчиков Кочуеву. Среди них – пунктир-машина для переноса точек рельефа с модели на заготовку, модели путти из Янтарной комнаты, инструменты.

Выставка работает до 30 августа 2025 г.

Режим работы: с 11.00 до 19.00, вход до 18.00. Выходной – среда.

Вход со стороны Фрейлинского садика по билету в Екатерининский парк.

www.museum.ru/N86875
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
URL:tzar.ru
EMail:museum@tzar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru