![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Международная триеннале исламского искусства «Шамаиль-арт» в Казани
15 мая в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открывается для посещения Международная триеннале исламского искусства «Шамаиль-арт». 20 художников из Казани, Набережных Челнов, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга представят на выставке более 60 произведений. Выставка включает ряд проектов: коллекцию печатных шамаилей начала ХХ века из собрания Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского; коллекцию тугр Владимира Попова; персональную выставку Рустема Шамсутова «Глиняная книга: возвращение к истокам»; выставку художника-миниатюриста Бориса Виноградова «Увидеть скрытое». Триеннале в 2025 году посвящается проведению XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KAZANFORUM» в Казани. Начало современному этапу развития арабографического искусства было положено социальными переменами 1990-х годов. За последние 30 лет в Татарстане возродилась система мусульманского образования, на базе которой появилась школа каллиграфии. Классическое искусство арабской каллиграфии становится востребованным и в переписывании Корана, и в оформлении мечетей. Арабографическое творчество развивается сегодня по трем основным направлениям: искусство классической каллиграфии, традиционное искусство шамаиля в технике живописи на стекле, современное живописное искусство. Широк круг видных мастеров возродившегося шамаиля: Рамиль Насыбуллов, Артур Писаренко, Амир Билялов, Наджип Наккаш, Ришат Саляхутдинов и др. В современном искусстве шамаиля отдельное место занимает техника переноса коранических текстов на стекло. Предположительно, шамаили, выполненные холодным способом на стекле, были впервые привезены в среднее Поволжье и Приуралье из Турции. Данные произведения в силу доступности материалов быстро завоевали большую популярность в народной среде. Советское политическое руководство высоко оценило выразительность внешней формы этого искусства – изображений на стекле с «подсветкой» из фольги, – о чем свидетельствует попытка использовать ее для агитационных материалов. Например, известен «шамаиль» 1920-х годов с арабографической надписью «Добытая трудом копейка дороже рубля, доставшегося даром». На сегодняшний день значительно увеличилось разнообразие сюжетов шамаилей, выполненных в данной технике: на смену ограниченному набору коранических аятов пришли татарские поговорки, отрывки из стихов татарских поэтов. К арабской графике обратились в своем творчестве и живописцы. Авангард – так можно назвать современное арабографическое искусство, динамично развивающееся, использующее самые разные материалы и технике в графике, живописи, папье-маше, конгреве, печати и т.д. Обрели популярность новые формы арабографического искусства, такие как тугра (написание имени арабскими графемами) и тазхиб (искусство оформления коранических текстов). Художники смело экспериментируют с различными материалами, стилизуют арабские буквы, не ограничивая себя общепринятым набором коранических аятов; пользуются приемами фрагментарности, многослойности, фактурности, символизма «пустых пространств», коллажа. Буквенные знаки, цвет и фактура в картинах «авангардистов» исламского искусства становятся символами. Не меньшее значение уделяется названиям картин, в которых зритель находит ключ, помогающий понять зашифрованные смыслы. Это явление, охватившее современное исламское искусство во всем мире, вызвано самим временем – стремительным, динамичным и напряженным. Уравновешенность всех элементов и симметрия уступили место динамичным композициям и стилизованным шрифтам. Изменился культурный код: зритель в большинстве своем уже не прочитывает арабские графемы, а воспринимает их скорее как элемент абстрактного искусства. Выставка доступна для посещения с 15 мая по 15 июня включительно. Национальная художественная галерея, г. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 3 подъезд. www.museum.ru/N86950 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |