К 65-летию Юрия Норштейна повторяем статью о выставке художника в прошлом году в Музее личных коллекций.
Выставка "Сказка сказок" Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой пользуется большим успехом, поэтому ее продлили до 10 июля. На выставке бывает 2 тыс. посетителей ежедневно. Это первый для Музея изобразительных искусств опыт обращения к жанру мультипликации. Работу по теме кино планируется продолжить, музей собирается представлять творчество выдающихся отечественных и зарубежных кинодеятелей. На первый взгляд выставка посвящена детской мультипликационной теме. Но творчество Норштейна и Ярбусовой сложно назвать простым или детским. В нем передано определенное мировоззрение. Основной зритель на выставке далеко не ребенок. Все работы представлены циклами: замысел, развитие темы, воплощение. Порою для выставки из однотипных работ выделяют наиболее эффектную, такой прием к киноискусству не подходит. Особое впечатление достигается повторением, тема вроде одна, но ее проработка настолько тщательна, что зритель не может остаться равнодушным.
Идти на выставку было немного страшновато. Знаменитый мультфильм художников "Ежик в тумане" тревожный, грустный, волнительный. Эмоций такого спектра достаточно в рядовых буднях. Захотят ли зрители пережить еще раз все это на выставке? Афиша выставки - черный Волчок на черном фоне также не вселяет оптимизма. На выставке представлены фотографии, эскизы - и … макеты - ящики, где в технике "мультиплана" снимались произведения. Зритель может увидеть тот самый туман, в котором бродил Ежик. В целлулоидном виде туман вызывает меньше опасений. Норштейн особый человек, многие люди хотели бы упростить рабочий процесс. А художник намеренно углубляет ящик, увеличивает количество планов, прорабатывает детали, что приближает его произведения к живописи.
Один из 7 выставочных залов оборудован в миникинозал, где показывают результат кропотливой работы, все места заняты. Главный цвет творчества художников - черный. Это удивительно. Сложно вспомнить другого мастера, который сознательно выбрал бы этот цвет для передачи своих творческих замыслов. Работы старых мастеров можно назвать темными, но это скорее действие времени, чем сознательный выбор художника. Начиная с импрессионизма - палитра цветов значительно высветлилась. Есть художники, которые убеждены что можно работать без черного цвета. Норштейн и Ярбусова в своем творчестве показывают, что черный цвет такой же обычный, как и все, ничем не хуже. Оттенок страшного или грустного в нем, конечно, есть, но это не делает работы художников трагичным, хотя светлая печаль почти всегда присутствует. Выставку можно назвать своеобразной реабилитацией черного цвета. Еще Норштейн проводит борьбу со всякого рода красивостями, главная его задача выразительность образа. Он всегда опасается, что как только герои его произведений станут слишком красивыми, то пропадет вся суть, смысл. Воплощает идеи Норштейна его жена - Франческа Ярбусова. Говорят, как только ее рисунки становятся слишком красивыми, Норштейн сердится и велит рисовать левой рукой.
Отдельный зал посвящен "Сказке сказок". Основа произведения лежит в детских воспоминаниях. Норштейн жил в старом районе Марьина Роща. Многое в этих простых деревянных домиках: жители с бесхитростным бытом и жизнью, близки художнику. Потом Марьину Рощу подожгли для возведения новостроек. Теперь ничто не напоминает о давнем, как тогда казалось "вековом" размеренном укладе жизни. Один из главных героев произведения - Волчок, персонаж всем знакомой сказки, тот который придет и укусит за бочок. Волчок Норштейна в Сказке сказок держит младенца самым трогательным образом, качает в колыбельке и оберегает от всех бед на свете. А глаза у Волчка огромные и полные скорби. В общем можно сказать, что "Сказка сказок" посвящена Великой отечественной войне, а эта тема не может быть веселой. И такое иносказательное решение в юбилейный год Победы трогает душу больше официальных полотен.
На выставке зрители могут ознакомиться с ранними работами Норштейна, где можно увидеть, как образ окраины Марьиной Рощи произрастает в сложный образ корней, прошлого, искреннего, неторопливого - чего-то важного в жизни, возможно, ее смысла.
Следующий зал посвящен гоголевской "Шинели". Работа над этим небольшим литературным произведением заняла 20 лет жизни Норштейна, но пока еще снято 20 мин. из 60 запланированных. Простым арифметическим подсчетом можно догадаться, что если работать в прежнем темпе, то человеческой жизни может не хватить на окончание фильма. Здесь показана армия чиновников, Акакий Акакиевич с буквами, шинелью и сама шинель в реальном воплощении. Для работы над фильмом автор изучил все мелочи жизни Петербурга гоголевского времени. Часть работ выполнена акварелью по титановым белилам, сам художник особо отмечает другие, которые выполнены травлением по целлулоиду. Это трудоемкая и вредная техника, но только так создаются настоящие произведения - уверен Норштейн.
Завершает выставку произведения на японскую тему. Из трех строчек японского стихотворения Басе получился минутный фильм. Он еще не вышел в прокат, но японская сторона разрешила эскизы показать на выставке. В работе над российским произведением мастер великолепно владеет темой, так и в случае с японской темой - японская сторона увидела глубокое погружение в предмет.
Выставку подготовить было непросто, автор был строг, но в итоге остался доволен, зрители тоже. (Статья подготовлена при помощи куратора выставки научного сотрудника отдела графики ГМИИ Натальи Веденеевой. Н. Трегуб)
Дополнительно о выставке см. http://www.museum.ru/n21562
Выставка проходила с 6 апреля по 10 июня 2005 года.