В картинной галерее Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" проходит выставка "П.И.Петровичев. Образы Ростова". На ней представлены произведения из собраний Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Вологодской областной картинной галереи, Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", Костромского государственного объединенного художественного музея, Национальной галереи Республики Коми (Сыктывкар), Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ярославского художественного музея, семьи художника и частных коллекций Т.В.Андреевой (Москва), Ю.М.Носова (Москва), А.М.Хвалебнова (Москва). Экспозицию живописи дополняют многочисленные документы, раскрывающие связи П.И.Петровичева с Ростовской землей.
Выдающийся русский художник Петр Иванович Петровичев родился 6 (18) декабря 1874 г. в деревне Высоково Ростовского уезда Ярославской губернии. В феврале 1891 г., благодаря содействию хранителя Ростовского музея церковных древностей И.А.Шлякова, семнадцатилетний крестьянский сын, с ранних лет проявлявший тягу к искусству, был принят в "услужение" в музей и вскоре стал здесь "рисовальщиком" Ему отвели для работы одну из башен Ростовского кремля, где под руководством местных мастеров получил навыки в области реставрации и иконописания. Здесь летом 1891 г. произошла его встреча с приехавшим тогда для работы в Ростов выдающимся русским художником В.В.Верещагиным, который посоветовал юному провинциалу учиться и поддержал при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1898 г. Петровичев попал в пейзажный класс И.И.Левитана и стал любимым его учеником. В 1903 г., уже после смерти учителя, Петровичев обучение, получив высшую в Училище награду - Большую серебряную медаль и звание "классного художника". За картину "Март. Весенняя дорога", хранящуюся сейчас в Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль". С 1899 г., еще будучи студентом, художник начинает участвовать в профессиональных выставках: на Периодической выставке Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижников, "Мира искусства". В 1902 г. его пейзаж "После дождя" был приобретен Третьяковской галереей. А.Н.Бенуа в своей книге "История русской живописи в XIX в." назвал П.И. Петровичева среди наследников творчества Левитана, которые "не только пишут русскую природу, русскую жизнь, но и понимают их".
Со второй половины 1900-х гг. в творчестве П.И.Петровичева проявляется последовательный интерес к городскому пейзажу, и, прежде всего, ростовскому. Созданные им в Ростове Великом архитектурные пейзажи, а также интерьеры церквей составляют пятую часть охваченного современной научной и выставочной деятельностью творческого его наследия.
Самая ранняя из представленных на настоящей выставке работ Петровичева - "Городской пейзаж" из собрания Ю.М.Носова (Москва), создан в 1908 г. Одна из последних работ ростовского цикла художника - пейзаж "Ростов Великий" (Государственный Русский музей) относится к 1920 г.
В этих работах предстает перед зрителем с юности любимый художником древний город у озера Неро с его кремлем, монастырями, храмами, площадями, написанный зимой и осенью, в летние солнечные дни, радостный и светлый, в живом и тонком многоцветье красок, в "очаровательной", по слову одного из тогдашних художественных критиков, "стройности своей архитектуры". Здесь мы видим Ростов, каким он был почти столетие тому назад, в чем-то иной, чем теперь, но неизменный в непреходящей своей красоте.
В 1909 г. в Ростове Великом П.И.Петровичев впервые обращается к жанру церковного интерьера. Всего им было создано десять интерьеров ростовских кремлевских церквей - Воскресенской, Богословской, Спаса на Сенях. До наших дней сохранились лишь три из этих работ, которые представлены на выставке. Их отличает внимание к многокрасочным настенным росписям работы замечательных мастеров XVII в., яркое ровное освещение, почти импрессионистическое сияние и свечение красок.
Выставка будет открыта по 5 сентября 2005 г.