В Национальном музее Республики Коми (г. Сыктывкар) открылась интерактивная выставка "Плетение словес". Выставка проходит в рамках проекта, ставшего победителем IV Грантового конкурса музейных проектов "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2007 г., проводимого Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).
На протяжении ряда лет музей плодотворно сотрудничает с Кочпонским детским домом-интернатом (ДДИ) для умственно отсталых детей. В рамках проекта была создана площадка для совместной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями и обычных детей. Ребята из разных школ города и дома-интерната на протяжении нескольких месяцев при помощи разных технологий (лепка, вязание, плетение т.д.) и материалов (глина, нити, дерево, трава) создавали арт-объекты, представляющие собой объемные буквы и слова. Размещенные на страницах объемных книг эти слова образуют загадки, поговорки и пословицы народа коми в пересказе известного писателя П. Столповского. Автором художественного решения выставки стал известный в республике художник-этнофутурист Павел Микушев.
Книги, сделанные детьми, дают возможность пообщаться со словом в не совсем привычной форме: эти книги можно не только прочесть, но и потрогать, то есть в прямом смысле прочувствовать каждое слово. На выставке была организована совместная деятельность здоровых детей и детей с ограниченными возможностями: с помощью компьютера дети смогли издать свои книги; для желающих просто порисовать были куплены все: бумага, краски и карандаши; специальное пространство было отведено для тех, кто хотел почитать сказки.
Выставка призвана не только привлечь внимание разных слоев общества к проблемам детей с ограниченными возможностями, но и сломать стереотип отношений между здоровыми и "иными" детьми. По словам директора музея Ирины Пасынковой, наладить взаимоотношения между ребятами было не очень просто, причем главным препятствием на этом пути были не сами дети, а взрослые, которые с некоторым опасением относились к такому общению: боялись, что больные дети могут причинить вред здоровым. Но к счастью это препятствие удалось преодолеть, и многие учителя в итоге откликнулись на призыв музея осуществить этот проект. Совместная работа в очередной раз подтвердила, что подобные акции крайне необходимы, ведь только таким образом можно соприкоснуться с чужой болью, прочувствовать ее.
Эксперты и художники-профессионалы, присутствующие на открытии выставки, были поражены качеству выставленных работ. Сделанные детьми буквы, порой выглядящие несколько неуклюже, благодаря работе профессиональных художников были настолько мастерски обработаны и представлены, что результат получился очень органичным. Выставка будет передвижной; ее планируется показать в различных муниципальных музеях и учебных заведениях.