НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени»

c 27 сентября по 31 декабря 2010Саратовская область
Выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени» в Саратовском музее краеведения
Выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени» в Саратовском музее краеведения
Выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени» в Саратовском музее краеведения
Выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени» в Саратовском музее краеведения
Выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени» в Саратовском музее краеведения
24 сентября в Саратовском областном музее краеведения открылась выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени». Она проходит в рамках Международной научной конференции «НЭП в истории культуры: от центра к периферии», проводимой Институтом филологии и журналистики СГУ совместно с отделом новейшей русской литературы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Одно из заседаний конференции проходило в музее, среди экспонатов, рассказывающих о ярком периоде в истории страны и края – эпохе Новой экономической политики. Открытие выставки стало запоминающимся событием этого научного форума. Вся обстановка зала как бы иллюстрировала содержание докладов, с которыми выступали участники конференции.

Презентация выставки началась с театрализованной исторической зарисовки: две молодые дамы из «новой буржуазии» неспешно беседовали о жизни. При этом одна из них лениво перебирала клавиши рояля, временами напевая про «бублички» и «торговку частную». Картинка резко изменилась с появлением энергичной комсомолки в красной косынке и с местной газетой в руках. Не теряя времени даром, она начала агитировать за вступление в МОПР и осуждать недостатки в устройстве городского освещения. Нашлись и общие для всех дам интересы: в газете упоминалось об открытии нового мануфактурного магазина. Сценка, во время исполнения которой прозвучала ещё одна колоритная песенка того времени, была принята публикой с одобрением, многие стремились запечатлеть происходящее при помощи фотоаппаратов и мобильных телефонов.

Затем к собравшимся с приветствием обратился директор музея, Евгений Михайлович Казанцев. Он поздравил всех с успешным началом конференции и открытием выставки и подчеркнул значение совместной работы музея и классического университета. Заместитель министра культуры В.А. Баркетов отметил актуальность темы и непреходящий интерес к ней, выразив уверенность, что выставка окажется востребованной и привлекательной для саратовцев. От имени организаторов конференции выступила И.Ю. Иванюшина, доктор филологических наук, профессор СГУ. Она поблагодарила устроителей выставки за профессионализм и создание узнаваемой атмосферы НЭПа и выразила искреннее восхищение необычным способом презентации и актерскими возможностями творческой группы. Наталия Васильевна Корниенко – член-корреспондент РАН, зав. отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, доктор филологических наук – отметила значение краеведения для литературы 1920-х годов, напомнив, что многими замечательными произведениями мы обязаны именно склонности их авторов к краеведческим изысканиям и способности сохранить и воспроизвести черты эпохи.

Гости с увлечением выслушали рассказ автора выставки, Л.А. Войтенко, о представленных экспонатах и о жизни Саратова в годы НЭПа. Она отметила, что эпоха создала самобытный и весьма колоритный облик Саратовской губернии. На выставке представлены материальные свидетельства этого времени: документы, фотографии, предметы быта, одежда, плакаты, афиши, журналы и книги.

В 1921-22 годах новая экономическая политика в Саратовской губернии не принесла ощутимых результатов. Это связано с такими кризисными явлениями, как разразившийся тяжелейший голод и повстанческое крестьянское движение, зачастую переходящее в бандитизм. О реальных изменениях можно говорить лишь с началом 1923 года.

Реорганизация предприятий сопровождалась закрытием многих производств и привела к значительной безработице. В конце 1923 г. в Саратове насчитывалось около 20 тыс. безработных.

Начали формироваться государственный, кооперативный и частный секторы торговли. На выставке представлены образцы продукции и рабочие инструменты кустарных артелей. К 1925 г. в губернии было около двух тысяч кооперативных объединений. Появились новые рабочие места, надежда на постоянный заработок, возможность приобрести товары повседневного спроса и даже позволить себе некоторые излишества. Это привело к изменению облика города и его жителей. Выставка воссоздает картину жизни людей, занятых повседневными делами и наслаждающихся доступными удовольствиями. Типологические реконструкции «Городская улица», «Фотоателье», «Ателье по пошиву одежды», «Коммунальная кухня», «Ресторан» позволяют увидеть городскую жизнь с ее обитателями более реальной и живой.

Многие современные саратовцы впервые увидят на выставке частичку жизни в «коммуналке». Обитание нескольких семей под одной крышей когда-то воспринималась как нечто совершенно нормальное. Никого не пугало множество электросчетчиков, расписание уборки мест общего пользования, общий телефон в передней и исписанные вокруг него обои. На входной двери красовался список фамилий с пометками: «звонить три раза», «стучать раз, но сильно», «два долгих звонка, один короткий». На общих кухнях шумели примусы и керосинки. Печи топили дровами. Стирка была нелегким предприятием: белье кипятили в баках или котлах на печках, гладили утюгами, которые нагревались на плите или угольями изнутри.

В одной из витрин показан уголок модного ателье. Дефицит тканей не мешал мастерицам воспроизводить лучшие образцы женской одежды из журналов и осуществлять собственные замыслы. Мода начала 1920-х годов связана с появлением нового типа платья – рубашки прямого покроя с низкой линией талии. Платья и юбки стали короче. Остро модными стали ботинки на шнуровке, лиса или песец на одном плече, маленькие, надвинутые на глаза шапочки. В мужском костюме фаворитами стали ботинки «шимми», или «джимми», и брюки «оксфорд» – короткие, до щиколотки, и узкие. Все эти вещи входили в престижный набор одежды. Утратили популярность кожанки. Это стало признаком демилитаризации повседневной жизни. Активным натиском на нэпманскую моду явилось появление юнгштурмовки – гимнастерки с отложным воротником, карманами по бокам и на груди.

Двадцатые годы стали своеобразным рубежом и в фотографии. В прошлое ушли фотографии на роскошных паспарту с золотым тиснением. Скромное серенькое паспарту еще сохраняется какое-то время, но к концу 1920-х уступает место фотографии без указания каких-либо выходных данных – сказывается начавшаяся национализация «фотографических заведений». Групповые фотографии 1920-х годов отражают тягу к коллективизму, на них появляются безликие «группы», иногда с «главным лицом» в центре.

Выставка рассказывает и о культурной жизни города в годы НЭПа. Это был яркий калейдоскоп всевозможных творческих поисков. Художественные коллективы находились в жестких условиях самоокупаемости и ограниченных дотаций. Зато кинематограф переживал период смелых и интересных экспериментов. Кино было любимым и наиболее доступным развлечением горожан. В 1925 г. в Саратове работали 10 кинотеатров.

Среди нэпманов распространилась мода на посещение ресторанов. Представленная на выставке реконструкция ресторанного столика вызывает в памяти бессмертные строки: «Ешь ананасы, рябчиков жуй…».

Выставка не только позволит вам ощутить аромат эпохи НЭПа, она предоставит редкую возможность увидеть любопытные мелочи, которые остаются незамеченными при просмотре фильмов или спектаклей. Кроме того, в зале в режиме нон-стоп демонстрируются ставшие классикой фильмы «Папиросница из Моссельпрома» и «Поцелуй Мэри Пикфорд».

При создании выставки использованы материалы из фондов Саратовского областного музея краеведения, а также фотоматериалы различных изданий.

www.museum.ru/N41050
Ваше мнение »»

»»Саратовский областной музей краеведения
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Лермонтова, 34
Проезд:См. здесь
Телефоны:экс. бюро (8452) 28-24-91
сайт:comk.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 30.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Открытие летнего сезона в Петергофе

Археологический феномен. Между прошлым и будущим

«По России в свите Наследника…»

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

Выставка «Всегда помним» во Всероссийском музее декоративного искусства

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Выставка «Свояси» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru