Государственный Русский музей
ТАЛАНТЫ ПОД КРЫШЕЙ МРАМОРНОГО ДВОРЦА Картины Шишкина и Айвазовского, Брюллова и Врубеля, скульптуры Летнего сада и романтические прогулки в Михайловском саду стали объектами поэтического вдохновения финалистов Первого молодежного поэтического конкурса, посвященного поэту Серебряного века К.Р. Русский музей проводил этот конкурс совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга и издательством «Любавич».
В приветствии, присланном участникам конкурса, самый знаменитый петербургский поэт Александр Кушнер написал: «Меня искренне радует, что сегодняшняя молодежь интересуется не только спортом и поп-музыкой, но и отечественной культурой, историей и искусством нашей страны».
Жизнь и творчество Константина Романова теснейшим образом связаны с Мраморным дворцом, ныне принадлежащим Государственному Русскому музею. Наверное, сам Великий князь Константин Константинович тоже порадовался бы стихам, которые вновь зазвучали в стенах старого дворца, в котором когда-то существовал настоящий литературно-театрально-музыкальный клуб. Здесь бывали самые известные литераторы, музыканты, композиторы того времени, здесь ставились спектакли, в которых сам Константин Романов принимал участие как актер.
И все же в историю русской культуры Константин Романов вошел в первую очередь как поэт. Под псевдонимом «К.Р.» он выпустил несколько сборников стихов, переводил на русский язык трагедии Шиллера и Гете и является автором одного из самых удачных переводов шекспировского «Гамлета». Многие стихи К.Р. были положены на музыку Чайковским, Рахманиновым, Глиэром и стали известными романсами. Сам К.Р. также сочинял романсы на стихи Гюго, Майкова и Алексея Толстого.
Да, Великий князь Константин Константинович Романов был одним из самых разносторонних и многогранных деятелей русской науки и культуры рубежа XIX - XX веков. Президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, председатель Императорского Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, действительный член Императорского общества поощрения художеств, Императорского Русского музыкального общества, почётный член Русского астрономического общества, Русского исторического общества – круг его интересов был поистине необозрим.
Ну а круг тем для поэтического вдохновения участников конкурса был таким: русское изобразительное искусство, архитектура и история дворцов Русского музея и ландшафтное искусство. В конкурсе участвовали молодые поэты от 16 до 27 лет. Победителем в главной в этом году номинации «Сады Русского музея», посвященной фестивалю «Императорские сады России», стала 24-летняя петербурженка Ольга Усачева, создавшая сонет, посвященный Летнему и Михайловскому садам. Ей достался главный приз конкурса – авторская свеча из стекла. Ну а 16-летний Иван Мурашов из Москвы стал обладателем карточки Международного общества «Друзья Русского музея» за победу в номинации «Русская живопись и скульптура». Его работа была посвящена Василию Верещагину. И, конечно, победители, как и все финалисты, увидели свои стихи напечатанными в книге, а также получили альбомы по искусству, подарки, приглашения на фестиваль «Императорские сады России».
Организаторы конкурса надеются, что конкурс впоследствии будет расширяться и приобретет статус всероссийского. Принять участие в его организации уже выразили ГМЗ «Павловск» и Константиновский дворец, также связанные с именем Великого князя Константина Романова.
«У конкурса большое будущее, - считает директор Института русской литературы (Пушкинский дом) член-корреспондент Академии наук Всеволод Багно - Ведь каждый классик был когда-то начинающим поэтом. Но не каждому жизнь предоставляла такие возможности для продвижения и развития. Желаю участникам этого конкурса стать еще и проводниками русской литературы в молодежной среде».