Выставка «Музей русской матрёшки»
В рамках первого фестиваля русской матрёшки, который проходил 10 июня 2012 года в музейном комплексе «Конный двор» состоялось открытие выставки «Музей русской матрешки». Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрешек из разных уголков России, и вновь созданная выставка по праву названа «музеем».
Выставка «Музей русской матрёшки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI века из собрания Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника и частных коллекций, которые позволяют проследить основные этапы развития куклы-матрёшки. В экспозиции представлены работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрёшки, расположенных в Московском, Нижегородском, Вятском регионах, а также такое яркое явление современной художественной жизни как «авторская» матрёшка.
Огромная популярность русской куклы-матрёшки, пришедшая к ней более 110 лет назад, не ослабевает. Появившись на свет, матрёшка поразила современников художественным совершенством образа и силой выразительности его национального характера, что сделало её со временем не только игрушкой, но и памятным знаком, символом России.
«Рождение» матрёшки было обусловлено как требованиями национально- романтического направления в искусстве XIX столетия, так и возросшим спросом покупателей на дидактические игры. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок легко и непринуждённо учила ребёнка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.
Благодаря совместным творческим усилиям профессиональных художников, сотрудничавших с земской мастерской, и народных мастеров появилось множество образцов матрёшек, различавшихся по форме, содержанию и характеру росписи. В художественной направленности игрушек преобладал «русский стиль». Матрёшки воплощали образы древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. Однако наибольшей популярностью у покупателей пользовались матрёшки, решенные в виде крестьянок, держащих в руках домашнюю птицу или предметы утвари. Подчеркнутая декоративность промысловой матрёшки стала яркой формой выражения национального представления о красоте, гармонии бытия: широколицая, румяная, нарочито дородная женщина, наряженная в праздничный костюм, с дорогим цветастым платком на голове, «содержащая» в себе многочисленное потомство мал мала меньше.
Широкое признание матрёшки в России и за рубежом закрепило за ней приоритетное место в промысловом товаре Сергиева Посада в XX–XXI столетиях, способствовало появлению в дальнейшем нескольких центров матрёшечного производства. Среди них ставшие известными народно-художественные промыслы Подольского района Подмосковья; Нижегородского края – городов Семёнова и Городец, села Полховский Майдан; Вятского края – города Нолинска и деревни Луговые.