Живущий в Иркутске художник Сергей Элоян (р. 1958) один из самых ярких российских художников книги. В течение продолжительного времени он активно сотрудничает с издательством «Издатель Сапрнов». Его работы неоднократно отмечались дипломами Российского конкурса «Искусство книги» разных степеней (в то числе, в 2007 – I степени). Он работал с произведениями В.Астафьева, В.Распутина, Л.Бородина, Е.Носова, М.Кураева, А.Варламова, Е.Евтушенко, В.Кострова, Ю.Кублановского, С.Кековой, В.Курбатова, Л.Анненского, И.Золотусского, П.Басинского, Л.Кэрролла и др.
Особе место в этом ряду занимают книги В.Астафьева и В.Распутина, чьё творчество особенно близко и дорого художнику. С.Элоян создал полный комплекс книжного дизайна для книг В.Астафьева «Пролётный гусь», «Далёкая и близкая сказка», «Царь-рыба», «Нет мне ответа. Эпистолярный дневник. 1952 – 2001», «Крест бесконечный. Переписка с В.Курбатовым», «Твердь и посох. Переписка с А.Макаровым. 1962 – 1967». В оформлении С.Элояна вышли книги В.Распутина «Прощание с Матёрой», «Век живи – век люби», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В поисках берега», «Сибирь, Сибирь…», собрание сочинений в 4-х томах.
Каждая книга Сергея Элояна – это законченное произведение искусства, в котором все детали эстетически пережиты и продуманы. Художник не ограничивается только непосредственным иллюстрированием текста и созданием обложки. Без его внимания и заботы не остаётся ни один элемент книги – форзац, фронтиспис, титул, шмуцтитулы, колонтитулы, спусковые иллюстрации, концовки, закладки, формат, тип бумаги и т.п. Всё подчинено единому образу и задаче. В этом своеобразном визуальном оркестре у каждого инструмента своя партия, послушная строгой воле дизайнера-дирижёра.
У С.Элояна свой узнаваемый почерк исполнения. Густая, вязкая, красочная, тяготеющая к живописи внешняя отделка книги сменяется плотной графикой форзацев и фронтисписов, переходящей в изящные, лёгкие, лаконичные шмуцы и почти прозрачные линии спусковых иллюстраций, концовок, колонтитулов. Деликатность оформительской манеры Элояна позволяет ему сохранить в полном объёме всё богатство содержания произведения. Художник не подавляет своей работой книжную полосу, но и не оставляет текст наедине с угрюмым однообразием типографского набора. Читатель, погружаясь в мир образов, созданных писателем, включаясь в процесс сотворчества, чувствует дружескую поддержку художника, сверяет с ним своё прочтение, радуется, удивляется, спорит.
Несколько особняком в этом плане стоят книги В.Астафьева «Царь-рыба» и В.Распутина «Прощание с Матёрой». В них художник становится полноценным соавтором, создавая самостоятельный изобразительный текст, насыщенный сюжетностью, красками, деталями. С.Элоян создаёт психологически разработанную портретную галерею героев. Пейзажи масштабны и эпичны. Впрочем, эстетическая чуткость С.Элояна позволяет ему и в этих работах сохранить гармонию в отношениях между писателем, художником и читателем.
Книжные работы Сергея Элояна – это лишь одна сторона его художественного таланта. Поле приложения его творческих сил обширно. Он плодотворно работающий живописец, регулярно выставляющийся в России и за рубежом. Его полотна украшают многие музеи и частные собрания. Ему принадлежит целый ряд архитектурных и интерьерных проектов. Он успешно проявил себя как театральный («Утиная охота» А.Вампилова, «Снегурочка» А.Островского, «Кармина Бурана» К.Орфа) и музейный художник (Музей истории города Иркутска, Музей Колчака и др). Под его руководством обучаются студенты Иркутского государственного технического университета.
Выставка «Сибирская сага Сергея Элояна. Иллюстрации к книгам В.Астафьева “Царь-рыба” и В.Распутина “Прощание с Матёрой”» в стенах Государственного Литературного музея в Москве – закономерный этап выставочной биографии художника и ещё одно испытание его таланта.