29 мая в зале полиэкрана Красноярского культурно-исторического музейного комплекса состоялась пресс-конференция по поводу открытия выставки "Память тела. Нижнее белье советской эпохи". В ней приняли участие Анна Гор - директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства, Василий Кузнецов - представитель Немецкого культурного центра им. Гете, Елена Гладкова - заведующая экспозиционным отделом Государственного музея истории С-Петербурга, Михаил Шубский - директор Красноярского культурно-исторического музейного комплекса. Открытие выставки состоялось в 15.00.
"Память тела. Нижнее белье советской эпохи" - культурологическая выставка, посвященная приватной истории периода социализма. Это один из первых в нашей стране опытов включения в экспозиционно-исследовательский документальный контекст произведений современного искусства, представляющих рефлексивные опыты на близкие темы.
Подводя итоги 2000 выставочного года, 30 декабря газета "Известия" назвала "Память тела" "самым остроумным кураторским проектом", определив ему 3-е место в рейтинге после огромных монографических экспозиций Карла Брюллова и Казимира Малевича.
Удача данного проекта во многом обусловлена той организационной ситуацией, которая сопровождала процесс его подготовки и реализации. Ее можно коротко охарактеризовать одним словом - ПАРТНЕРСТВО.
Когда в 1998 году по предложению директора Немецкого культурного центра им. Гете Михаэля Кан-Аккермана Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде взялся за подготовку выставки (кстати, тогда же родилось название - "Память тела" - цитата из о. П.Флоренского), сразу возникло предложение о максимальной культурной кооперации. В Нижнем Новгороде на семинаре "Лаборатория проекта", поддержанном Институтом "Открытое общество", где участвовали философы, культурологи, художники, искусствоведы, была в целом разработана концепция, которую превратили в авторское высказывание кураторы Юлия Демиденко (Санкт-Петербург) и Екатерина Деготь (Москва). Автор визуальной концепции, главный дизайнер Государственного Русского музея Марина Дынай создала из материалов выставки зрелище, насыщенное яркими образными смыслами. Художники Татьяна Либерман, Игорь Мухин, Дмитрий Гутов, Глюкля (Наталья Першина-Якиманская), Цапля (Ольга Егорова), Николай Олейников специально для выставки подготовили свои работы, а кинокритик Михаил Брашинский - микс из киноцитат.
МОСКВА - ПЕТЕБУРГ - НИЖНИЙ НОВГОРОД - география художественных проектов, включенных в экспозицию. Главными партнерами, предоставившими подлинные исторические материалы, стали Музей истории Санкт-Петербурга, имеющий большую коллекцию предметов советского быта, и Российская национальная библиотека, обладающая ценными образцами плакатной графики 1920х-30х годов. Значительной место на выставке занимают также предметы из частных коллекций А.Петлюры (Москва) и Ю. Демиденко (Санкт-Петербург).
Немецкий культурный центр им. Гете, поддерживающий выставку на всех этапах ее существования, помог найти генерального спонсора - известную немецкую корпорацию "Triumph international", о белье которой с традиционным красным лейблом мечтают женщины во всем мире. Демонстрация "Памяти тела" в Санкт-Петербурге (ноябрь 2000 - январь 2001) и Нижнем Новгороде (февраль 2001) осуществлялась на средства гранта Института ПРО АРТе и Фонда Форда. В Москве в апреле-мае с.г. устроителем данной экспозиции выступила компания "Экспо-Парк. Выставочные проекты", включив ее показ в программу международной ярмарки современного искусства "Арт-Москва".
Таким образом, на IV Красноярской музейной биеннале завершает свое российское турне проект, как нельзя лучше совпадающий с биеннальскими принципами партнерства и междисциплинарной кооперации. Организаторы выставки "Память тела" представляют на ваш суд свой вариант понимания "искусства памяти". (Анна Гор, руководитель проекта)