С 1 по 20 мая 2014 г. в Дальневосточном художественном музее состоится фотовыставка "В поисках Персикового источника. Бесконечное путешествие. Из цикла "Китайские альбомы".
Хабаровчанин Григорий ТУРИЯНСКИЙ представит Китай, который видели очень немногие.
Как и многие наши земляки, сотрудник Дальневосточного художественного музея Григорий Туриянский впервые попал в Китай в начале девяностых. Тогда после нескольких десятилетий наряженного противостояния границы ближайшего соседа наконец-то открылись, и в города Поднебесной хлынул поток "челноков".
В то время большинству наших соотечественников Китай представлялся одной огромной базарной площадью, по-восточному шумной, яркой и полной чудес в виде дешевого текстиля, поддельных сумок и одноразовых «ролексов». На гигантских оптовых рынках до поздней ночи паковались бесконечные баулы и тюки, увозившие тонны китайских товаров по просторам России и Восточной Европы. Стихийная торговля бойко шла даже вдоль широких столичных проспектов. Да что там говорить - на мостовой главной пекинской площади Тяньаньмэнь, в непосредственной близости от мавзолея, где покоится тело Председателя Мао, рядами были разложены наспех сшитые рубашки, брюки, кепки и глиняные чайники.
Сам Председатель с большого портрета над воротами Запретного Города, улыбаясь лишь уголками губ, бесстрастно взирал на тайфун рыночной экономики, охвативший страну. Великий Кормчий уверенно смотрел сквозь время, словно знал, что на месте дощатых павильонов, увешанных кожаными куртками, вскоре поднимутся роскошные пятизвездочные отели и торговые центры с европейскими брэндами, а вдоль гладких, как зеркало, хайвэев Пекин в нескольких направлениях пересекут новые китайские стены из сотен и тысяч небоскребов, закрывающих солнечный свет.
Григорий влюбился в Китай, что называется, с первого взгляда, разглядев за пестрым и, в общем-то, иллюзорным фасадом смутной и быстро уходящей в прошлое переходной эпохи, великую страну с уникальной культурой и историей, насчитывающей без малого пять тысяч лет.
Строгие очертания дворцов Запретного города, выстроенного по незыблемым законам фэн-шуй. Древние пагоды буддийских монастырей, пронзающие дымное небо, как звездолеты на старте. Запутанные лабиринты старинных улочек-хутунов. Вечный ветер маньчжурских степей на Великой стене. Темно-синие потрескавшиеся колонны и мраморные террасы Храма Неба, шестьсот лет хранящие тайны вселенской гармонии и не испытавшие еще шока предолимпийской реставрации.
Тогда же Григорий впервые прочитал строки великого китайского поэта Тао Юаньмина, написанные о затерянном в горах селении Персикового источника, где с незапамятных времен вдали от мира живут счастливые люди, не знающие голода, войн и других социальных потрясений.
А вдруг и до наших дней где-то на бескрайних просторах Поднебесной горы сохранили уголок утраченного некогда Рая? Так родилась мечта о Большом китайском путешествии. Мечта, которой было суждено воплотиться в жизнь.
Вот уже восьмой год Григорий сам составляет новые маршруты и в компании друзей путешествует по Китайской земле. Ему довелось побывать в семнадцати провинциях Поднебесной, протянувшихся от тропических берегов Южно-китайского моря до величественного и сурового Тибетского нагорья. Он любовался лежащими у ног облаками, встречая рассвет на вершинах священных пиков, ночевал в буддийских монастырях и крестьянских хижинах, сплавлялся по великим рекам и бродил по вымощенным булыжником улицам старинных городов, обнесенных высокими крепостными стенами.
Нашел ли он Персиковый источник? Этот вопрос вызывает у Гриши улыбку.
- Деревни с таким названием, признаюсь, я так и не встретил. А вот потерянный Рай, пожалуй, действительно обрел. После каждой поездки в душе словно зажигается свет. Жалко, что человеческие слова бессильны передать красоту этих мест. Наверное, поэтому я никогда не расстаюсь с фотокамерой. А Персиковый источник? Кто знает… Ведь путешествие продолжается.
Текст: Андрей Соловьев