Выставка приурочена к Году Культуры в Российской Федерации. Она посвящена знаменитым российским предпринимателям, внёсшим выдающийся вклад в отечественную культуру. Её созданию содействовали члены Общества, потомки меценатов и благотворителей, предоставив материалы из семейных архивов.
Меценатство, как поддержка частными лицами науки и искусства, получило развитие в России с XVIII в. Его расцвет наступил во второй половине XIX в. благодаря торгово-промышленному сословию.
Известный историк М.П. Погодин писал в 1856 г.: «Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна поклониться Европа».
Масштабы деятельности российских меценатов и коллекционеров на рубеже веков стали социально-культурным феноменом, не имеющим аналога в истории. На свою деятельность они смотрели не как на источник наживы, а как на миссию, возложенную Богом или судьбой, выполнение какого-то свыше назначенного дела.
Меценатство в России нередко становилось потомственным делом для многих купеческих семей. И главным в нём были профессионализм и умение видеть, что для отечественной культуры имело непреходящее значение.
Профессиональными благотворителями и меценатами современники называли купцов Бахрушиных. Алексей Александрович Бахрушин стал основателем знаменитого театрального музея. Братья Петр Иванович и Сергей Иванович Щукины собрали большую коллекцию памятников русского искусства и западно-европейской живописи.
Савва Иванович Мамонтов, крупный железнодорожный промышленник, создал в своём имении Абрамцево своеобразный творческий кружок, объединивший плеяду талантливых художников. Он также основал в Москве Русскую частную оперу, где расцвел гениальный дар Ф.И. Шаляпина.
Меценатской деятельностью прославились представители рода Морозовых. Савва Тимофеевич Морозов вошёл в историю как один из создателей Московского Художественного театра.
Особое место в отечественной культуре принадлежит Третьяковым. По словам И.Е. Репина, «Павел Михайлович Третьяков вынес один на своих плечах вопрос о существовании целой русской школы живописи».
П.И. Юргенсон вошёл в историю как крупнейший нотоиздатель и просветитель.
Меценатская деятельность в России носила системный характер и по этой причине утвердила свою значимость в национальной культуре.