24 марта в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа г. Минска (Республика Беларусь) открылась выставка из художественного собрания Пушкинского Заповедника. На выставке представлены 30 живописных работ художника Игоря Шаймарданова под названием «Весёлый Пушкин».
Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в г. Камбарке (Удмуртия) 7 февраля 1964 года. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с.Михайловском. Его работы хранятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А. С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С.Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В. В. Набокова (Санкт–Петербург), Псковской картинной галерее, частных собраниях.
Выставка «Веселый Пушкин» - результат многолетнего сотрудничества старейшего музея-заповедника России - Пушкинского Заповедника - и художника Игоря Дмитриевича Шаймарданова. В 1999-м году, работая над спектаклем к 200-летнему юбилею А. С. Пушкина, художник решил показать поэта таким, каким он был в повседневной жизни, освободить его образ от клише и стереотипов, сделав живым и веселым. «Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, - писал автор, - но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. Участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего. Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…»
Игорь Шаймарданова - автор нескольких циклов: «Ситцевый Пушкин» (2001), «Михайловские царапки» (2005), «Пушкинский календарь» (2006), «Пушкин и Арина Р.» (2010), «Царское село» (2010), «Азбука Пушкиногорья» (2012), «Новый старый Пушкин» (2013). В художнике постоянно происходит внутренняя работа по поиску образов, сюжетов, композиций и техник воплощения; он экспериментирует в живописи и графике, создает новое направление с процарапыванием контура рисунка на мелованном картоне иглой, после чего в лист втирается масляная краска, выявляя сделанный ранее рисунок. Произведения Шаймарданова искрятся красками, они ироничны, добродушны, а главное – талантливы. Его творчеству присущи вечные темы существования человека: рождение и проводы в иной мир, безудержное массовое веселье и каждодневные житейские заботы сельских жителей. Это мир традиционного уклада, покоя, гармонии и единения с природой. Все то, что восхищало и привлекало Александра Сергеевича Пушкина в русской усадебной и деревенской жизни.
Выставка «Веселый Пушкин» - это своеобразное подведение итогов в год полувекового юбилея автора. В экспозиции представлены работы из нескольких «пушкинских» циклов: от ранних (2005 г.) до современных (2012 - 2014 гг.). По замыслу автора, выставка представляет собой «что-то вроде маленькой выдуманной новеллки из жизни Пушкина или доброго анекдота». Это придуманные, вымышленные или почти правдивые истории из двух зим и двух лет, проведенных А. С. Пушкиным в михайловской ссылке, когда он посещал Тригорское, Бугровскую мельницу и Святогорскую ярмарку. Встречался, записывал, шутил и ухаживал. И пировал с приятелями, и сидел тоскливыми долгими зимними вечерами с няней. Но как?
«…Выпьем няня, где же кружка!»