Программа "МУАР ПРОЕКТ. Строение N" осуществляется Музеем архитектуры с 2001 года. Это программа создания коллекции современной архитектуры. Экспертами программы в настоящее время являются Елена Гонсалес, Николай Малинин и Григорий Ревзин. На сегодняшний день в коллекцию принято шесть строений. Седьмым зданием, принимаемым Музеем Архитектуры на хранение, станет жилой дом на Зубовском проезде.
Жилой дом с подземной автостоянкой (Москва, ЦАО, Зубовский проезд, владение N1) - архитектурное бюро "Сергей Киселев и партнеры". Архитекторы: Сергей Скуратов и Михаил Чирков, при участии Сергея Киселева и Евгения Анваера; инженер Игорь Шварцман; заказчик АОЗТ "АККОР" (проектирование 1997-99 гг., строительство 1999-2000 гг.).
Применение компьютерного моделирования позволило доказать согласующим организациям, что здесь вполне уместен 6-этажный дом общей площадью 5927 кв.м вместо предусмотренного "Градостроительным заключением" 3-зтажного здания площадью всего 870 кв.м. По мнению авторов, дом является связующим звеном между памятником архитектуры XIX в. и кирпичной 12-этажной башней. На смотре Союза московских архитекторов в 2001 году работа была номинирована на "Золотое Сечение" как лучшее здание.
В этом доме самый сильный акцент - дуб, растущий на фоне гладкой глухой стены. Можно подчеркнуть последовательность замысла, когда архитектура рассчитана вокруг старого дерева, которое нельзя спилить. Можно отметить отчасти японский эффект созданной композиции - с натяжкой это будет правильно. Но мне кажется, что важно не это. Важно - что эти архитекторы позволяют себе выстраивать образ именно вокруг такого эффекта.
Это очень неэффектный эффект. Ничего не взрывается, не ломается, не обрушивается. Нет никаких специальных усиливающих деталей. Совсем элементарно - ровная плоскость стены, дерево, над ним лоджия. Это не месседж, не программа, это - просто в Москве растет дерево. Очень даже типичный переулковый мотив - брандмауэр, к нему лепится большой старый дуб. В такие места пожилые москвичи любят ходить для весеннего щемления сердца.
Только больше в Москве не найти такой идеально ровной стены с такими тщательно рассчитанными чередованиями серого. Обычный московский брандмауэр хранит следы прибитого к нему в уровне третьего этажа десятилетиями подтекавшего санузла, а выше - пожара, уничтожившего как сам санузел, так и дом, в котором он находился. Плюс его украшает более позднее выполненное молодежью указание на то, что Спартак - это кони.
Так что это не совсем дерево как оно растет в Москве. Это дерево как оно должно тут расти. Это такая радикальная позитивизация чего-то обычного, привычного, но никогда не пребывавшего в такой хорошей форме.
Открытие выставки состоится 21 ноября 2001 года, в среду, в 18.00 в Главном здании Музея Архитектуры.