НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

c 17 ноября 2019 по 16 февраля 2020Санкт-Петербург
Сандро Боттичелли. Мадонна с Младенцем, или Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1466-1467. Дерево, темпера. Флоренция, Галереи Уффици
Икона «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Греческий мастер, вторая половина XV века. Государственный Эрмитаж
С 17 ноября в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция. Из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже"», организованная в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Показ картины является частью выставочного проекта, проходящего под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организованного Галереями Уффици, Государственным Эрмитажем, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке совместно с компанией «МондоМостре».

Выставки картины Боттичелли во Владивостоке и в Санкт-Петербурге занимают центральное место в культурной программе V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, объединив всю Европу от Флоренции до Владивостока.

В Эрмитаже «Мадонна делла Лоджиа» представлена в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия шедевров великого мастера. В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках и «Мадонну Бенуа», и «Мадонну Литта».

В эрмитажной коллекции хранятся две работы позднего периода Сандро Боттичелли (1445–1510) – «Святой Иероним» и «Святой Доминик». Картина Сандро «Мадонна в лоджии» (дерево, темпера, 72 - 50 см) принадлежит к числу его наиболее ранних произведений.

Хрупкая Мадонна мечтательна и задумчива, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, она нежно прижимает к себе младенца, обнимающего ее за шею. На всю жизнь Боттичелли останется певцом женской красоты, паладином Мадонны – белокурой, печальной, с большими грустными глазами. Лирическая нота всегда звучит в его работах. Именно в картине из Уффици можно отметить те черты, которые присущи наиболее знаменитым работам художника: лирика, прекрасное чувство ритма, выразительность тонкой, гибкой линии. Гармония ритма, ощутимая здесь в чередовании арок, – еще одна особенность искусства мастера. Гибкие контуры выразительно очерчивают фигуры персонажей, преобладая над объемом форм. С самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно ощутить в передаче складок и нимбов. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая место рисунку. Художник использует локальные цвета в традиционном сочетании синего и красного в одежде Марии.

Боттичелли следует византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Элеуса» – «Умиление». И не случайно – это самый эмоциональный и интимный тип изображения Мадонны из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого изображения является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

Вместе с картиной Боттичелли в зале Леонардо представлена греческая икона, относящаяся к этому же иконографическому типу. Эрмитаж впервые показывает икону второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Таким образом, выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления, maniera greca и maniera latina. Эти термины, обозначающие иконы, исполненные в строго греческой или современной латинской манере, появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров. Эрмитажная икона – яркий пример “maniera greca”.

Византийские богословы видели в иконографии «Богоматерь Элеуса» Образ Безграничной любви, прообраз Крестной жертвы Иисуса Христа, как высшее выражение любви Бога к людям. Вместе с тем, воплощенная в образе Элеусы тема любви матери и сына была чрезвычайно близка и понятна верующим своим общечеловеческим звучанием. Все это привело к широкому распространению икон подобной иконографии в Византии, большое распространение они получили и в Древней Руси.

Если византийские мастера обратились к передаче внутреннего духовного символизма образа Элеусы, то в западноевропейском искусстве художники больше внимание уделили человеческому аспекту темы, наполнив изображения Мадонн реалиями современной жизни: деталями в одеждах, аксессуарах, окружающем ландшафте.

Исполнивший икону греческий мастер с чрезвычайной точностью следовал древней византийской иконографии, и, более того, воспроизвел характер движения кисти в личном письме, повторяющих стиль Палеологовских икон. Мастеру удалось сохранить и удивительное звучание той символической ноты Безграничной любви, которая отличает собственно византийские иконы «Богоматерь Элеуса». И лишь вишнево-малиновый цвет мафория Марии, цвет типичный для произведений венецианской живописи, свидетельствует о создании иконы во второй половине XV века.

Кураторы выставки – Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, и Зоя Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой. Каталог предваряет вступительное слово Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа.

Незрячие и слабовидящие люди получат возможность познакомиться с шедевром Боттичелли, благодаря специальному аудиогиду и изготовленной по инновационной технологии тактильной картине, которая будет представлена на выставке вместе с оригинальным полотном.

www.museum.ru/N74407
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 16.12.2019  x    ?  


Подарок французского короля. Шедевры Севра в экспозиции Музея-заповедника «Павловск»

Выставка книжной графики Дмитрия Ивашинцова «Нечетная полоса»

К берегам Антарктиды и Арктики. К 200-летию открытия Антарктиды

Далекие берега. К 200-летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Выставка "Алексей Бахрушин. Любовь к Большому и Малому театрам" на Сахалине

Русская свадьба. Традиции и обряды

Презентация собрания сочинений Зинаиды Гиппиус в Музее Серебряного века

Даниил Хармс глазами современников. Воспоминания. Дневники. Письма

Выставка «Особый взгляд на мир» в Русском музее фотографии

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Поэтические вечера в Музее Серебряного века - декабрь 2019

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

"Северсталь" назвала победителей X грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Выставка «Встречи, посланные судьбой» в Русском музее фотографии

Новогоднее путешествие в XX век в Музее-квартире М.М. Зощенко

"Зимняя отчётная" в Музее Кондратия Белова

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Ежегодный зимний фестиваль кукольных театров «Сундучок сказок» в Санкт-Петербургском Музее кукол

XXIII Чеховские чтения в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

VII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в XXI веке»

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

Охота на Змеря. Пётр Хохловкин, Дмитрий Воронин. К 60-летию авторов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru