29 октября в филиале Русского музея в Малаге открылись три новых выставки – «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века», «Достоевский из Русского музея», «Маяковский – художник и поэт»
В открытии выставок приняли участие: мэр Малаги Франсиско де ла Торре Прадос; посол России в Испании Юрий Корчагин; Генеральный директор Русского музея в Санкт-Петербурге Владимир Гусев; заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова; член попечительского совета фонда «Друзья Русского музея», предприниматель и меценат Игорь Шехелев;директор филиала Русского музея в Малаге Хосе Мария Луна Агилар, советник по культуре мэрии Малаги Ноэлия Лосада, коммерческий директор Caixa Bank Херардо Куартеро
За шесть лет работы филиала Русского музея в Малаге его посетители могли увидеть произведения Кандинского, Шагала, Малевича и Филонова на тематических и монографических выставках. Однако спектр авангардных течений отнюдь не ограничивается несколькими знаменитыми именами. В экспозиции, посвященной стилистическому многообразию новаторских форм искусства в России, будет представлено около 80 произведений живописи и скульптуры. Помимо работ Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Марка Шагала, будут показаны произведения менее известных художников, таких как Давид Бурлюк и Натан Альтман.
Посетители филиала увидят, как известные, так и малознакомые для западного зрителя произведения Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, создававших свои произведения, ориентируясь на народное творчество, городскую, уличную культуру и работы непрофессиональных художников: их вдохновляли расписные прялки и игрушки, вывески, рисунки детей. Этот брутальный стиль был назван неопримитивизмом. В его русле изображали русскую провинцию Иосиф Школьник и Ольга Розанова. Илья Машков, Петр Кончаловский также создавали натюрморты, напоминавшие жостовские подносы и вывески над магазинами.
Большое влияние на художественную жизнь в России оказал итальянский футуризм. Программа футуристов, отрицавших классику и ориентированных на современность, была близка русским новаторам, также жаждавшим изменений в жизни и культуре. Лидером или, как он сам себя называл, «отцом» русского футуризма был Давид Бурлюк, работы которого разных периодов будут показаны в настоящей экспозиции. Ярко сказались футуристические черты в нескольких работах, Гончаровой, в натюрмортах с буквами, надписями и предметами Розановой и Надежды Удальцовой. К футуристическим относится и ряд работ Малевича, который, однако, вскоре заложил основы другого направления в искусстве – супрематизма.
Как отмечает Евгения Петрова во вступительной статье к каталогу выставки: «Беспредметное искусство Кандинского и особенно Малевича в полной мере выражало новое для начала ХХ века миропонимание. В супрематизмах Малевич, по существу, режиссирует своего рода виртуальную жизнь в космическом пространстве». В России за Малевичем последовали многие, но самые талантливые из них – Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, воспринявшие идею супрематизма, - нашли свои средства его воплощения в произведениях, которые также будут показаны на экспозиции. Параллельно и одновременно с беспредметниками новые пути в искусстве искали художники других направлений. Одно из самых авангардных и повлиявших на русскую изобразительную культуру – конструктивизм. Как и абстракция, он реализовался в России первых десятилетий ХХ века в разных видах и формах. В этом стиле работали ведущие скульпторы того времени, например, Борис Королев. Также ярко и самобытно конструктивизм проявился в холстах Владимира Стенберга и Владислава Стржеминского, не столь известных европейской публике.
Испанские зрители увидят процесс эволюции новаторских идей, который можно было наблюдать в конце 1920-х и в 1930-е и в творчестве Филонова. Верный своей художественной теории, все изображаемое он воспринимал как живой организм. Художник выстраивал свое искусство на новых выразительных принципах, следуя научным и философским открытиям XX века об атомах, из которых состоит все вокруг.
Выставка в Малаге покажет западному зрителю многоликость русского искусства и многообразие авангардов в русской изобразительной культуре XX века. В большинстве живописных работ переплетались приемы из разных направлений, как во многих произведениях Марка Шагала и Бориса Григорьева, в натюрмортах Давида Штеренберга, Леонида Чупятова, Кузьмы Петрова-Водкина.
***
На выставке «Достоевский из Русского музея европейские зрители увидят 21 произведение графики и скульптуры из собрания Русского музея, связанное с жизнью и творчеством Достоевского, его знаменитыми романами «Идиот», «Братья Карамазовы» и другими. В этом году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения великого писателя.
Молодость Федора Достоевского прошла в стенах Михайловского (Инженерного) замка, где будущий писатель в 1840-е гг. учился в Главном Инженерном училище. Ныне этот замок принадлежит Русском музею, в коллекции которого хранится немало произведений живописцев, скульпторов и графиков, посвященных самому Достоевскому или иллюстрирующих его романы и повести. Камерная выставка в Малаге – дань памяти и уважения писателю.
В экспозиции можно увидеть несколько портретов Достоевского, среди которых его посмертная маска. Подлинное лицо как будто спящего человека намного спокойнее других изображений Достоевского, авторы которых невольно придавали его облику драматизм, свойственный персонажам его книг. Скульпторы, обращаясь к образу писателя, также вносили в проекты будущих памятников общую тональность трагических судеб героев его произведений.
Перед художниками-иллюстраторами произведений Достоевского всегда стояла сложная задача: отразить в рисунках всю многоплановость, насыщенность внутренними смыслами текстов писателя, не слишком поддающихся изображению. Поэтому иллюстрации к Достоевскому столь разностильны и выражают сугубо индивидуальное восприятие прочитанного авторами рисунков.
На выставке в Малаге демонстрируется чуть более десятка произведений разных художников. Кто-то из них ограничивался деталями интерьеров, в которых обитают персонажи рассказа (Марк Клячко «Сон смешного человека»). Александра Корсакова-Рудович обобщенно, намеком передавала атмосферу тревоги в романе «Братья Карамазовы». Виталий Горяев создал много иллюстраций к произведениям Достоевского, но особое внимание уделил роману «Идиот». Он не изображал подробностей повествования: сцены с участием персонажей романа воспроизведены как бы из сна, видения.
***
Выставка «Маяковский – художник и поэт представит испанским зрителям 32 произведения искусства: графика Маяковского, иллюстрации современников Маяковского к его стихам и поэмам, скульптурные портреты поэта.
«Я – поэт. Этим и интересен» – так написал о себе Владимир Маяковский в автобиографии «Я сам». В историю русской и мировой культуры он вошел прежде всего, как поэт. Однако его талант был многогранен.
На протяжении всей творческой жизни Маяковского его пути как поэта и художника шли параллельно. Своей главной целью он видел создание нового языка и новой, живой эстетики, не ограниченных никакими рамками, требованиями и канонами.
Первый раздел экспозиции – «Маяковский – художник». Его составляют графические произведения, созданные самим Маяковским, в основном, в годы Первой мировой войны. Маяковский сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Продукция издательства представляла собой серию цветных литографий. Маяковскому принадлежит в ней авторство композиций и стихотворных текстов. Исполненные в стиле народных картинок (лубков), они были предназначены, в первую очередь, солдатам, воевавшим на фронте, чей боевой дух необходимо было поддерживать.
После революции Маяковский активно работал не только в политическом («Окна РОСТА»), но и в рекламном плакате, считая эту работу не менее важной, потому что без развития торговли и восстановления экономики решение иных проблем молодого государства было бы невозможным. В 1925-м рекламные плакаты с его текстами выставлялись в советском павильоне на Парижской всемирной художественно-промышленной выставке, и были удостоены серебряной медали.
Второй раздел экспозиции – «Маяковский в творчестве современников».
В 1913-м вышла в свет первая книга Маяковского «Я», состоявшая из четырех стихотворений. Иллюстрации для нее создали художники Василий Чекрыгин и Лев Шехтель, но обложку исполнил сам автор.
К первой годовщине Октябрьской революции Маяковский написал пьесу «Мистерия-Буфф», постановка которой стала частью официальных праздничных мероприятий. Обложку к книге «Мистерия-Буфф», которую можно увидеть на выставке, создала Вера Ермолаева – соратница Малевича.
В 1936-м, через несколько лет после смерти поэта, Владимир Козлинский создал иллюстрации к поэме «Облако в штанах». Однако в эти годы отношение властей к раннему творчеству Маяковского было весьма холодным. Книга так и не увидела свет по этой причине.