В рамках 27-го Петербургского международного экономического форума Русский музей впервые представляет выставку, посвященную русскому купечеству и предпринимательству, которое сыграло важную роль не только в торговле, но и в установлении хозяйственных и логистических связей на огромных пространствах империи, в зарождении промышленности, железнодорожной сети, в развитии многих отраслей экономики нашей страны, а также в благотворительной деятельности, развитии культуры.
Уникальная по своей тематике и составу экспозиция в Мраморном дворце включает более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики из коллекции Русского музея. На выставке «Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII – начала XX веков» можно увидеть шедевры Григория Угрюмова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Павла Федотова, Андрея Рябушкина, Бориса Кустодиева и других мастеров живописи.
Купеческий портрет на выставке будет представлен во всем своем многообразии. Посетители увидят портреты предпринимателей, собиравших художественные коллекции, составляющие сейчас гордость Русского музея. Это Строгановы, Томиловы, Василий Кокорев, Александр Коровин. Выставка дает представление о жизни знаменитых купеческих династий Демидовых, Яковлевых, Кусовых, Громовых, Сапожниковых.
В национальной живописи изображения предпринимателей появились еще в XVI веке. В XVIII веке создано значительное число изображений людей купеческого сословия, включая работы кисти лучших русских и иностранных мастеров, положившие начало своеобразным семейным портретным галереям.
Открывают экспозицию ранние образцы светского портрета. Марию и Сергея Строгановых запечатлели братья Роман и Иван Никитины – первые отечественные мастера светского портрета.
Род Демидовых заявил о себе чуть позже, чем Строгановы. Как и Строгановы, Демидовы пополняли свою семейную галерею портретов. На парадном портрете работы Луи Токе предстает промышленник и меценат Никита Демидов. Через 30 лет его сын Николай в своем парадном портрете, отвечающем духу эпохи романтизма, был запечатлен Сальваторе Тончи. Еще один портрет работы неизвестного мастера изображает Николая Демидова в последние годы жизни в Италии.
В середине века появился созданный Миной Колокольниковым парадный портрет одного из богатейших людей России Саввы Яковлева. Это типичный, традиционный купеческий портрет.
Во второй половине века в среде купечества становится нормой заказывать парные портреты супругов. Таковы портреты четы Паских – Ивана и Прасковьи – кисти неизвестного художника.
В России работало много иностранных мастеров. Парадный портрет купца Вульфа, торговавшего в России, создан придворным художником Елизаветы Петровны Георгом Каспаром Преннером.
Француз Жерар Делабарт известен своими панорамными пейзажами Царского Села и Москвы, где часто изображены купеческие семейства, и можно увидеть немало примет торговой деятельности.
С начала XIX века изображения купцов и их жен составили значительный «поток». Они создавались крупными мастерами (Николай Аргунов, Алексей Венецианов, Дмитрий Антонелли) и множеством ныне не известных художников, в столицах и провинции.
Характерен для этой среды комплекс портретов трех поколений Кусовых – отца, Василия, его сына Ивана и внука Алексея, созданных с 1772-го по 1809-й неизвестными мастерами и Орестом Кипренским. На примере Кусовых видно, что купечество стало частью нового класса предпринимателей; сословное состояние, как и различия между производством и торговлей, стало терять значение.
В начале века был создан ряд необычных по своей ретроспективной природе, парадных портретов, которые должны были увековечить память о благодеяниях ушедших людей: это портрет Иоганна Броувера кисти Андреаса Каспара Гюне и созданное Романом Волковым изображение Петра Ларина.
Далее в экспозиции можно увидеть произведения, начиная со второй четверти XIX века, когда среди крупного купечества укрепилась традиция заказывать свои изображения значительным или хорошо зарекомендовавшим себя в купеческой среде мастерам.
На рубеже 1840–1850-х активно работал Сергей Зарянко, создавший ряд портретов женщин из купеческой среды. По-прежнему семьи заказывали парные портреты супругов (портреты купца и купчихи работы предположительно Гавриила Яковлева), свидетельствующие, о том, что материальный достаток постепенно стирал разницу во вкусах купечества и дворянства.
В первой половине века был написан ряд портретов предпринимателей – коллекционеров, чьими усилиями были созданы крупные собрания искусства, впоследствии пополнившие фонды ведущих музеев страны. Это Алексей Томилов, Федор Прянишников, Василий Кокорев, запечатленные Алексеем Егоровым, Сергеем Зарянко и Карлом фон Штейбеном.
Начиная с 1840-х появилось немало описательных произведений со сценами городской жизни. Это изображения купцов, разносчиков, ремесленников. Появлялись и купеческие портреты с активным жанровым началом. Уже в эти годы создавались работы с нотами критического отношения к реалиям жизни. Среди них «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)» Павла Федотова.
Чистая описательность проявлялась в русском искусстве и в последующие десятилетия. Таковы массовые сцены в местах городской торговли и панорамы крупнейших ярмарок Адриана Волкова и Алексея Боголюбова.
Во второй половине XIX века в более частых, чем прежде, женских портретах особенно сказалось представление о меняющемся облике купеческой среды. Картины Сергея Зарянко, Ивана Крамского, Павла Плешанова запечатлели купчих и как типичных представительниц своего сословия, и как светских дам.
Завершают экспозицию произведения искусства рубежа XIX – XX веков, когда активно развивался купеческий портрет, приобретавший черты светского. Свои изображения крупным художникам заказывали заводчики и фабриканты.
На грани ХIХ и ХХ веков, в годы бурного развития капитализма в стране, многие художники обращались к прошлому в поисках опоры, при этом оно идеализировалось (Андрей Рябушкин «Семья купца в ХVII веке»; Сергей Иванов «Семья»). Особое место тема купечества, в основном, провинциального, заняла в творчестве Бориса Кустодиева («Купчиха за чаем», «Масленица»).
Выставку дополняют произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта, мебель, фарфор, самовары и другие образцы «малых форм», созданные на прославленных мануфактурах и фабриках. Зрители увидят и большое количество предметов нумизматики: жетоны, акции, векселя, облигации, квитанции, расчетные листы, паевые свидетельства.
Выставка откроется для посетителей 6 июня и продлится до 5 августа.