Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Олеси Кот - художницы из Петербурга, которая создает завораживающие многослойные скульптуры из стекла
• Около 20 произведений, призванных отразить все свойства волшебного материала
• Стеклянные пустоты, заполненные смыслом
• Экспозиция, отсылающая к архетипическим представлениям о том, как всё родилось из ничего.
Олеся Кот - дочь известного художника по стеклу Владимира Котова. В детстве она проводила немало времени у отца на работе, на Дятьковском хрустальном заводе. Там девочка изучала отцовские эскизы и играла с фигурками из стекла. "Это особенный материал, волшебный, - убеждена Олеся. - Человек, полюбивший стекло, остается верным его почитателем на всю жизнь. Цвет, свет, хрупкость, прозрачность, матовость, игра граней, отражение - все потрясающие свойства этого уникального материала не могут не завораживать".
А автору удалось разработать особенную технологию: она единственный в России художник, который создает скульптуры из нескольких слоев плоского стекла, не прибегая при этом к лазерной резке. Рассказывая о причинах и особенностях своего подхода, Олеся отмечает: "Однажды у меня возникла идея сделать скульптуру, которая представляла бы собой пустоту, как будто лопнувший мыльный пузырь, и окружить контур этой пустоты материалом, в данном случае - прозрачным стеклом. А в эти пустоты захотелось вложить какие-то объемные объекты, просвечивающие через прозрачную стеклянную толщу. Благодаря методам холодной обработки листового стекла у меня появилась возможность создавать объемные скульптуры, которые интересно рассматривать со всех сторон".
Идея с помощью стекла показать пустоту ведет нас к основам основ - к архетипическим представлениям о том, как всё родилось из ничего. Задумка автора отсылает одновременно и к непостижимым глубинам Космоса с его пустотами, называемыми войдами. Это одни из крупнейших образований в природе, которые занимают основную часть пространства во Вселенной. В космических пустотах, согласно астрономическим исследованиям 2014 года, содержатся основные скопления "темной энергии".
О глубинных архетипах нам напоминает не только тема пустоты, но и сам материал. Еще во времена готики средневековый человек отмечал, что стекло нередко становится причиной трансформаций окружающего мира. Вливаясь в пространство храма через цветные витражи, свет преображал и убранство храма, и его прихожан, и саму действительность. Метафизическое и физическое, что характерно для периода, в этот момент сливались воедино: солнечные лучи, прошедшие сквозь рукотворные стекла, становились светом божественным - истинным чудом, созданным человеком. Созерцание такого преображения вызывало потрясение у людей той эпохи, и этот опыт, кажется, прочно закреплен в нашей генетической памяти. Подобную магию "прозрачного мира" сегодня стремится отразить и Олеся Кот. Кстати, ее "Готика" вошла в постоянную экспозицию музея Эрарта, а еще одну стеклянную скульптуру автора - "Посвящение" - наш зритель может помнить по выставке соискателей Эрарта Премии 2023 года.
Об авторе
Родилась в 1967 году в Ленинграде. В 1985-м окончила декоративно-оформительское отделение ЛХУ им. В.А. Серова, а в 1991-м - кафедру художественной керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Входит в состав Союза художников России с 2018 года. Работы автора представлены в экспозиции музея современного искусства Эрарта, в коллекциях Государственного Русского музея и Музея художественного стекла в Санкт-Петербурге, а также в частных собраниях.
Даты проведения выставки: 29 ноября 2024 - 2 марта 2025
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург.