Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника Кабардино-Балкарской Республики, заслуженного художника РФ и академика РАХ Хамида Владимировича Савкуева «Сердце», которая завершает серию юбилейных проектов автора, приуроченных к его 60-летию. Экспозиция продемонстрирует более 70-ти живописных полотен и 30-ти скульптурных работ, созданных за последние десять лет, а также серии графических листов, иллюстраций к произведениям классиков и народным эпосам.
В холстах Хамида Савкуева присутствует своя особая «савкуевская иконографика», и, возможно, в этом один из секретов столь сильного воздействия его живописи на зрителя. Творчество мастера как явление выходит за рамки национального, представляет феномен кавказской цивилизации и вписывается в контекст мировой художественной мысли. Масштаб его мышления носит всечеловеческий характер, а герои полотен обладают чертами мощных библейских персонажей. Трагизм человеческого бытия, трагизм, через который проявляется героическое и бессмертное в человеке, – вот главная смысловая константа представленных на выставках работ.
Три пласта истории адыгов показаны в эпических широкоформатных полотнах «Нарты», «Пьета» и «Древо жизни». Первый пласт истории («Нарты») – эпоха нартов, языческих воинов и богатырей, бросивших вызов хтоническим силам старого мира. Второй пласт («Пьета») аккумулирует горестные итоги столетней Кавказской войны. В центре работы – молодая женщина, которая держит перед собой пустую бурку, а пространство слева, справа и над ней заполнено фигурами скорбящих женщин. Третий пласт – «Древо жизни». Символично само древо с обрубленными ветвями, на которых обозначились молодые побеги. Мужчины, расположившиеся у его корней, словно сошли со старинных дагерротипов, а дети сидящие на ветвях внушают надежду на будущее.
К названным картинам тематически примыкают работы меньшего формата – «Старый абадзех», «Убыхи», «Старый воин». Последняя – проникновенная по-особенному: погибшего воина возносит на небо ангел в серой черкеске и кожаных чувяках, а вместо крыльев за его спиной развевается белый башлык. Масштаб осмысления и художественного воплощения столь непростой темы вызывает неподдельное уважение. Дух кочевников, дыхание бескрайней казахстанской степи переданы в таких картинах Х. Савкуева, как «Апокалипсис», «Вестник», а также в графических листах «Ковчег». Основу графического искусства автора составляет энергичный, свободный рисунок. Он уверенно рисует фигуры людей и животных в сложных ракурсах, отдавая предпочтение светотеневой моделировке форм.
Образ матери у живописца многолик и многогранен. «Дающая тень» – мать склонилась над своим ребенком, заслоняя его от палящего зноя; «Родители» – мать семейства присела передохнуть после дойки коровы; скульптуры «Мать» и «Мать-заступница» – женщины оберегают своих детей. А как пронзительно «читается» картина «Барып къайт, балам. Песня» («Возвращайся, дитя мое») –казашка провожает своего сына за порог юрты. Названием работы стала строка из казахской народной песни, в которой мать обращается к своему сыну с просьбой и напутствием помнить о родном доме, корнях и обязательно вернуться. Чувства и мысли, переданные художником, знакомы каждому, кто покидал родной дом, освобождаясь от материнских объятий и отправляясь в широкий, неизведанный мир. Еще одна немаловажная для художника тема – животный мир во взаимодействии с человеком. «Жертвенный бык», «Меринос», «Кормилица», «Оплакивание лошади», «Прощание с тибетским мастифом», «Молитва пастухов» – здесь не просто анималистика. Единство мира людей и животных, их вековая и глубокая связь, полная и любви, и трагизма, и жертвенности, предстает на этих полотнах. Лаконичный и яркий язык простых и метафорических образов делает эти сказания понятными для людей разных религий и этносов.
Хамид Савкуев обладает и неповторимым чувством юмора, очень тонким и добрым. «Переполох во Втором Лескене», «Мужчина с пустыми карманами» – невозможно не улыбнуться, глядя на эти полотна. Скульптура «Постриженная» приводит в изумление – столько красоты, грации в этой овечке, а ее отставленная в сторону тоненькая, почти балетная ножка – улыбка в бронзе. Среди замечательных скульптурных работ, каждая из которых заслуживает отдельного разговора, совершенно удивителен портрет Льва Гумилева. Он напоминает половецкий менгир, а в его лице проступают черты грозных кочевников, возникших из глубин Азии.
Сегодня Хамид Савкуев в расцвете творческих сил и в зените своей славы, но он не останавливается, как «Идущий» на одной из своих работ.
Хамид Владимирович Савкуев родился в 1964 году в Казахстане. Профессиональное образование получил на художественно-графическом факультете Педагогического института в г.Карачаевске, а в 1995 г. окончил мастерскую монументальной живописи академика РАХ, профессора А.А.Мыльникова в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
В 1999 году участвовал в восстановлении росписей храма Христа Спасителя в Москве. Работы находятся в музейных и частных собраниях России, Голландии, Франции, Германии, Испании, Китая и других стран. Творчество художника неоднократно отмечалось премиями и медалями, в том числе академическими: Дипломом за роспись «Невеста» в Институте этнографии г. Нальчик (1996г.); Памятной медалью за участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве (1999 г.); Серебряной медалью (2005г. ); Юбилейным знаком «250 лет Российской академии художеств» (2007г.); Дипломом и Благодарностью за участие в выставке современного искусства Кавказа «Вершины. В ладонях неба» (2012г.); Серебряной медалью «Достойному» (2012г.), Золотой медалью «Достойному» (2014 г.); Благодарностью за участие в выставочном проекте «Корабль. Путешествие сквозь время и образ» (2015г.) и другими.
Живет и работает в Санкт-Петербурге. Хамид Владимирович передаёт свой безграничный опыт молодому поколению. В 1996 году он стал преподавать рисунок на факультете живописи, с 2012 г - доцент кафедры рисунка, а 2014 года - руководитель персональной учебной мастерской станковой живописи на базе факультета живописи Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (ныне Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина).
Сроки экспонирования: 22 января – 9 февраля 2025
Место экспонирования: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).