МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Греческий сюжет". Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова

c 30 ноября 2023 по 27 февраля 2024Москва
30 ноября в 16.00 в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас» состоится открытие выставки «Греческий сюжет». Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова».

Участники проекта: Государственный музей-заповедник "Архангельское" и Государственный музей-заповедник "Остафьево" - "Русский Парнас".

Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Н.Б. Юсупова (1751-1831) к Древней Греции, ее языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации "глазами" князя.

Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана "Аполлон, преследующий Дафну", Луи Гоффье "Орфей", Якопо Амигони "Вакх и Ариадна". Картина "Разрушение Трои" голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху.

В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров - тарелка "Юпитер и Юнона" представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце "Юпитер, Юнона и Ио") и Венской мануфактуры (тарелка "Юпитер и Юнона") на эту же тему.

Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII-XIX вв., составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты - дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к "золотому веку" цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.

Красота во всем окружала князя - ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино "Юпитер, поражающий гиганта молнией" XVI века.

Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Н.Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов "Илиады" Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Л.К. Валькенар, встречался и читал древние рукописи с Ж.Б. Виллуазоном.

Во время своего первого путешествия по Европе Н.Б. Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные пособия - руководства по организации книжных собраний и каталогов. В библиотеке князя хранился "Кабинет библиотеки св. Женевьевы" Клода дю Молине (1692), каталоги собрания рукописей библиотеки Московского Святейшего Синода и Синодальной типографии (1776, 1805) и др. Редчайший экспонат - каталог собственной библиотеки князя Юсупова (Catalogue De La Bibliotheque du Prince Youssoupoff), представленный на выставке, содержит сведения о 10859 книгах, распределенных по 16 тематическим разделам с указанием автора, названия, года, места издания и формата. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи - многие из них имеют владельческие пометки - показывают насколько разносторонними были интересы князя Н.Б. Юсупова.

Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: "Дактилиотека Липперта", созданная между 1805-1817 годами дрезденским мастером Г.Б. Рабенштайном. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в XVIII веке и получили название "дактилиотека" (ларчик). Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Древней Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров и любителей античности как в Западной Европе, так и в России.

Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию XVIII века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Дж. Веджвудом пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами.

В экспозиции представлено более 200 предметов из художественных коллекций Государственного музея-заповедника "Архангельское", почти треть демонстрируется впервые. Выставка не содержит собственно античных вещей, в целом охватывает период XVI-XIX веков и опирается на произведения искусства и литературы XVIII столетия, так или иначе связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы.

Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы "Архангельское" сложились в замысловатый лабиринт, который стоит пройти несколько раз. Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий. Для всех, кто хочет продолжить знакомство с памятниками древнегреческой культуры, подготовлены специальные печатные издания.

Даты проведения: 30 ноября 2023 - 27 февраля 2024 года

Место проведения: Государственный музей-заповедник "Остафьево" - "Русский Парнас", г. Москва, поселение Рязановское, с. Остафьево, ул. Троицкая, 1А

www.museum.ru/N83872
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Адрес:город Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 867-83-60, 817-30-00, доб.6-4218
URL:ostafyevomuseum.ru/
EMail:parnas@ostafyevomuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 10.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru