![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
"Греческий сюжет". Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова
30 ноября в 16.00 в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас» состоится открытие выставки «Греческий сюжет». Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова». Участники проекта: Государственный музей-заповедник "Архангельское" и Государственный музей-заповедник "Остафьево" - "Русский Парнас". Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Н.Б. Юсупова (1751-1831) к Древней Греции, ее языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации "глазами" князя. Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана "Аполлон, преследующий Дафну", Луи Гоффье "Орфей", Якопо Амигони "Вакх и Ариадна". Картина "Разрушение Трои" голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху. В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров - тарелка "Юпитер и Юнона" представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце "Юпитер, Юнона и Ио") и Венской мануфактуры (тарелка "Юпитер и Юнона") на эту же тему. Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII-XIX вв., составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты - дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к "золотому веку" цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям. Красота во всем окружала князя - ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино "Юпитер, поражающий гиганта молнией" XVI века. Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Н.Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов "Илиады" Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Л.К. Валькенар, встречался и читал древние рукописи с Ж.Б. Виллуазоном. Во время своего первого путешествия по Европе Н.Б. Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные пособия - руководства по организации книжных собраний и каталогов. В библиотеке князя хранился "Кабинет библиотеки св. Женевьевы" Клода дю Молине (1692), каталоги собрания рукописей библиотеки Московского Святейшего Синода и Синодальной типографии (1776, 1805) и др. Редчайший экспонат - каталог собственной библиотеки князя Юсупова (Catalogue De La Bibliotheque du Prince Youssoupoff), представленный на выставке, содержит сведения о 10859 книгах, распределенных по 16 тематическим разделам с указанием автора, названия, года, места издания и формата. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи - многие из них имеют владельческие пометки - показывают насколько разносторонними были интересы князя Н.Б. Юсупова. Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: "Дактилиотека Липперта", созданная между 1805-1817 годами дрезденским мастером Г.Б. Рабенштайном. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в XVIII веке и получили название "дактилиотека" (ларчик). Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Древней Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров и любителей античности как в Западной Европе, так и в России. Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию XVIII века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Дж. Веджвудом пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами. В экспозиции представлено более 200 предметов из художественных коллекций Государственного музея-заповедника "Архангельское", почти треть демонстрируется впервые. Выставка не содержит собственно античных вещей, в целом охватывает период XVI-XIX веков и опирается на произведения искусства и литературы XVIII столетия, так или иначе связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы. Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы "Архангельское" сложились в замысловатый лабиринт, который стоит пройти несколько раз. Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий. Для всех, кто хочет продолжить знакомство с памятниками древнегреческой культуры, подготовлены специальные печатные издания. Даты проведения: 30 ноября 2023 - 27 февраля 2024 года Место проведения: Государственный музей-заповедник "Остафьево" - "Русский Парнас", г. Москва, поселение Рязановское, с. Остафьево, ул. Троицкая, 1А www.museum.ru/N83872 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |