МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

c 26 марта по 30 июняМосква
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет монографическую выставку Владимира Вейсберга (1924–1984) в год его столетия.

Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» откроется 26 марта 2024 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Она имеет двойное посвящение: собственно художнику и его исследователю - Анне Чудецкой (1958-2023), хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и ее фундаментальной монографии "От цвета к свету".

Владимир Вейсберг - выдающийся русский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х - начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он - художник традиции, постижение законов классического искусства было целью его теоретических поисков и живописной практики.

Связь Владимира Вейсберга с ГМИИ им. А.С. Пушкина была постоянной - с ранней юности и до последних лет жизни он почти еженедельно посещал музей. Этот союз продлился и после кончины художника: его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею коллекцию живописи и графики. Благодаря этому ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым большим музейным собранием произведений Вейсберга.

Выставка "От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга" - последовательный рассказ о творчестве мастера - поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу.

Два зала посвящены так называемому цветному периоду - произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденскои? коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Веи?сберг устроился в музеи? разнорабочим - так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе - импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на формирование творческого метода художника.

Зал "Преображение реальности" посвящен становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода - "Посвящение Сезанну", "Композиция с газовой тканью", "Архитектура" и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом "Три вида колористического восприятия", ознаменовавшим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.

Зал рисунка открывает зрителю "лабораторию Вейсберга", длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром - живопись, вечером - рисунок. В повседневной творческой практике художник использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.

"Невидимой живописи" зрелого периода посвящены два заключительных зала. "Архитектура валеров" - такой термин Веи?сберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. "Белое" произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валерами. В начале "белого" периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.

"Гармония должна быть создана на холсте", - говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о "гармоничной целостности". Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображенное окутано единой цветосветовой средой. Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, "оторваться от предметного" и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву "белого на белом".

Анна Чудецкая, памяти которой посвящена выставка, сделала Владимира Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Затем последовали статьи, альбомы, монография "От цвета к свету" (2018). Постоянная работа Анны Юрьевны по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника не прекращалась до последних дней ее жизни. Столетний юбилей Вейсберга мог стать еще одной вершиной на пути осмысления творчества художника.

К выставке подготовлены образовательная и инклюзивная программы, а также сувенирная коллекция.

Кураторы: Анна Чудецкая (1958–2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, частные собрания.

Выставка пройдет при поддержке Фонда Владимира Вейсберга.

Музей выражает благодарность фонду In artibus.

Даты проведения: 26 марта – 30 июня 2024 г.

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, Волхонка, 14)

www.museum.ru/N84413
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@artsmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 09.05.2024
 x    ?  

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

Конференция АДИТ-2024: Омск

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru