Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля представляет 8 апреля в 17.00 открытие выставки "Сибирский край - источник вдохновения".
Омский график Анатолий Алексеевич Чермошенцев, как представитель поколения шестидесятых годов, уверенно завоевал свое место не только в омском, но и в сибирском искусстве. Сейчас уже можно сказать, что эстампы художника 1960-1970-х годов стали "классикой" отечественной художественной культуры.
Творческая судьба А. Чермошенцева складывалась благополучно. Его ранние линогравюры, выполненные в начале 1960-х, обращали внимание критиков, произведения постоянно экспонировались на выставках, приобретались в музейные собрания. Работы художника, выполненные в черно-белой и цветной линогравюре, несомненно, лежат в русле основных направлений отечественного искусства. Живые наблюдения людей присутствуют в произведениях "Колхозный рынок" (1962) и "Сельское кафе" (1963), композиции которых выполнены в "характере линолеума" и содержат элемент рассказа. Стремясь к мужественной правде, он делает решение гравюр "Обед", "Стрелочница", "Проводник" лаконичным и выразительным.
Наивысших результатов в поисках пластически выразительного штриха, работе над культурой черного и белого он достиг в линогравюрах 1967 года - "Морзянка", "Стрелочник. Абакан-Тайшет", "Зима". Но, пожалуй, итоговым произведением этого периода стала "Родина", пейзаж в которой, несмотря на обычность мотивов (поля, лес, пролетающие птицы), предстает в широко развернутом обобщении, ликом всего сибирского края. Можно с уверенностью сказать, что к концу 1960-х мироощущение А. Чермошенцева уже созрело. Жизнь и труд художника-гравера отточил грани его характера.
На рубеже 1960-1970-х в творчество художника прочно войдет "деревенская" тема. Впечатления от сельской жизни с ее тихими, замедленными ритмами, повторяющимися жизненными моментами стали теперь постоянным источником его искусства. Поиск устойчивых истин, художественной философии, связанной с народными началами, находит свои первые выражения в циклах "Сибирская деревня" и "Деревенские дети".
В 1970-е годы окончательно сложился круг излюбленных мотивов и образов, оформилась поэтическая структура его произведений. В системе выразительных средств он убежденно опирается на повествование лирического свойства. Сначала в техниках офорта и литографии, затем в смешанной технике (акварель, пастель) художник будет искать большей свободы, гибкости и сложности линейного языка, иной трактовки плоскости и пространства.
Живописный период в творчестве художника можно рассматривать как продолжение поиска духовных и нравственных истин. У полотен 1990-х - 2000-х годов есть очевидная близость образов с его ранними графическими произведениями.
Цвет в его холстах - это цвет чувства, момент размышления, а не только воспроизведение натурной окраски фигур и предметов. Жесткая и резкая "суровая" проза 1960-х с ее открытой интонацией сменилась музыкально-поэтическими построениями. Их стилевой основой стали фольклорно-песенные традиции. Мотивы встречи, уходящей вдаль дороги, радуги над полем, бегущей, либо пасущейся на лугу лошади, птичьих стай, пролетающих над сибирскими просторами, образ женщины с младенцем - сибирской мадонны - воплощают сегодняшнее и вечное, конкретную ситуацию и условно-обобщенное изображение, представая в слитном единстве.
Образная концепция работ А. Чермошенцева утверждает в качестве высшего нравственного идеала спокойное достоинство людей, слияние их с природой и повседневностью родных мест. Художник убежден, что в любом, даже в самом простом и обычном явлении могут проступить все эмоциональные краски жизни.
Персональная выставка, устроенная в Омском музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля к 65-летию со дня рождения, демонстрирует профессиональные и человеческие качества заслуженного мастера. После творческого дебюта прошло более сорока лет, и теперь появилась необходимая временная перспектива, позволяющая рассматривать работы художника как определенный и значительный этап в истории нашего искусства.