НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

c 20 января по 20 февраляСанкт-Петербург
Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету
Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету
20 января 2025 года в особняке Румянцева (С.-Петербург, Английская наб., 44) открывается для посетителей выставка "Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету".

В экспозиции представлены живопись и графика художницы Елизаветы Александровой преимущественно из частных собраний Санкт-Петербурга, а также живописные работы ее учителя Владимира Стерлигова из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Тема выставки связана с опытом созерцания света - физического и метафизического. Света, который преображает фигуры, предметы и пространство, который придает единый смысл изображаемому.

Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973), известный советский художник, живописец и книжный график, представитель второй волны русского авангарда. Учился в "Школе свободного воспитания" М. Х. Свентицкой, затем на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, а в 1923-1925 годах живописи и рисунку в частных студиях в Москве. Переехав в Ленинград осенью 1925 года начал работать в ГИНХУКе у Казимира Малевича, изучая кубизм и супрематизм.

В 1929 году Стерлигов вошел в "группу живописно-пластического реализма", оставаясь близким этим художникам в течение всей жизни. В 1929 году начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журналами "Ёж" и "Чиж". В 1932 году вступил в Союз Художников. В октябре 1932 года участвовал в выставке "Художники РСФСР за 15 лет" в Русском музее. В 1963-1966 годах художник создал теорию "Чашно-купольного сознания". Чаша и купол, по мнению автора, последовательно находят свои отражения в структуре Вселенной, все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Концепция Стерлигова стала одной из авангардных теоретических систем, генетически связанной и с супрематизмом, и с органической живописью Михаила Матюшина (1861-1934). Ученики и последователи художественного метода посещали старопетергофскую школу - "невидимый институт" - мастерскую в Старом Петергофе, где проходили встречи и выставки художников. Владимир Стерлигов писал картины-формулы земного и небесного - "чашно-купольное" пространство, передавая его колористически тонко и деликатно.

Цельную систему, описывающую всё мироздание, осваивают и развивают дальше каждый в своем ключе талантливые ученики мастера, и одна из самых ярких - Елизавета Николаевна Александрова (1930-2020).

"Когда ученик готов, приходит учитель. Ничто не бывает случайно - все связано, все предопределено. <…> Неожиданно для меня происходит великое событие: я знакомлюсь с В. В. Стерлиговым! Все, что я искала, я нашла в его учении. Он повел нас, учеников, по ступенькам школы К. Малевича, учеником которого являлся сам. Мы шли от импрессионизма к Сезанну, затем к кубизму по всем его стадиям. Далее: "Чаша-купол" - увиденная и прочтенная им в природе форма, ведущая к духовному восприятию" - так о своем учителе В. В. Стерлигове говорила Елизаввета Александрова. Она переняла от своего учителя отношение к творческому процессу как к духовной практике, она писала сцены по мотивам икон и фресок, создавала и свою иконографию, утверждая ценность религиозного опыта. Чаша и купол - для нее ёмкие христианские символы.

Путь к свету, путь к преображению и одушевлению мира, его гармонии - для Елизаветы Александровой это путь к себе, к освобождению, к истокам. Решая живописно-пластические задачи, художник воспроизводит светоносность и цветовую протяженность, воздушность форм, преображение натурного материала. Для Александровой, как и для всех художников круга Стерлигова, окружающий мир - напоенное лучезарным благодушием бытие, в котором каждое произведение - творение мира.

"Стерлигов не представлял себе искусства без Бога. К сожалению, я поняла это только потом: чистота, совесть, честность - это и есть действие Бога в нас" - говорила Елизавета Александрова.

Работы В. Стерлигова и Е. Александровой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства, Ярославском художественном музее, в Музее органической культуры в Коломне и других российских музеях, в крупнейших мировых коллекциях, а также в частных собраниях в России и за ее пределами.

Выставка открыта до 20 февраля 2025 г.

www.museum.ru/N86244
Ваше мнение »»

»»Особняк Румянцева
Адрес:город Санкт-Петербург, Английская наб., 44
Проезд:Ст. метро «Невский проспект», «Василеостровская», далее тролл. №№ 5, 22; авт. №№ 3, 6, 22, 27 до пл. Труда
Телефоны:(812) 571-7544
сайт:spbmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.01.2025  x    ?  


Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Подлинные автографы Грибоедова на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» в Музее В.А. Тропинина

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Главный герой. Выставка Национальной ассоциации профессионалов фотоиндустрии в Дарвиновском музее

Выставка к 95-летию со дня рождения Музы Дегтярёвой-Оленевой

Антон Богатов ''Живопись за кулисами''

Выставка «1905. Через призму искусства»

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка "Воспитание вкуса" в Новосибирском краеведческом музее

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «Тёмная лошадка II» в Длинном зале Санкт-Петербургского союза художников

Дом с самоваром. Живопись и коллекция

Выставка «Клепиковская ярмарка» в Спас-Клепиках

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru