Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля представляет 19 сентября в 17.00 в Генерал-губернаторский дворец открытие выставки "Родные мотивы".
Шакенов Амангельды Абдрахманович. Родился 20 июля 1943 года в ауле Чукут Щербакульского района Омской области. Живописец. График. Заслуженный работник культуры РСФСР. Член Омского отделения Союза художников России с 1976 года. В 1970 окончил Художественно-графический факультет ОГПИ им. А.М. Горького. С 1970 преподает на кафедре живописи ХГФ ОГПИ - факультете искусств ОмГПУ, доцент. С 2001 - председатель правления Омской организации СХ России.
Амангельды Абдрахманович Шакенов относится к поколению омских художников, заявивших о себе в 1970-е годы. Его творческая биография складывалась в русле общих тенденций становления художника в это время: учеба на художественно-графическом факультете Омского пединститута, по окончании которого началась его активная педагогическая деятельность, поездки в составе творческих групп на Тюменский и Томский север, работа в доме творчества "Горячий ключ" и на Академической даче. Поэтому творческий период 1970-1980-х годов можно рассматривать как итог внутренней художественной политики нашей страны.
И, тем не менее, для Шакенова, учившегося и сделавшего первые творческие успехи в России, характерна преданность национальной тематике. Началом этого "возвращения к самому себе" стала его дипломная работа "Джайлау", своим горячим колоритом сразу привлекшая к себе внимание зрителей. Обращение художника к теме родины связано с возвращением к своим истокам, причем не к народным началам "вообще", а именно к личным истокам, к тому, что впитал в себя будущий художник с малых лет, живя в казахском ауле Чукут Щербакульского района Омской области. Шакенов искренен и необычайно последователен в содержательном отношении. Он изображает то, что ему по-настоящему близко, что хорошо знакомо с детства или связано с его исторической родиной. В 1970-е годы им создан целый ряд произведений под общим названием "Мой Казахстан", отражающих жизнь и обычаи казахского народа (Байга", "Той", Свидание", "На отгоне" и др.).
За внешней необщительностью и сосредоточенностью, скрывающих его "я", таится яркий живописный темперамент.
Ранние произведения Шакенова ("Джайлау", "Родные мотивы", "В отцовском доме", "Качели") позволяют увидеть в художнике настоящего поэта, внимательного к таким сторонам народной жизни, которые не могут открыться торопливому глазу стороннего зрителя. Поэтика произведений целиком основана на гармоническом единстве человека и природы. В этих композициях художник применяет соответствующую его мироощущению живописную манеру.
Несомненной удачей в раннем творчестве Шакенова стала работа "Родные мотивы" (1971), навеянные поэзией и музыкой Казахстана. В подчеркнутой ритмической согласованности форм, в единой мелодии цвета, дающей ощущение покоя и тишины, находит он гармонию неторопливого течения жизни в окружающей величавой природы.
С годами живописец накапливал жизненный и профессиональный опыт, но его подход к изображению действительности оставался прежним.
Эмоциональный строй полотна "Вечер на Джайлау" (1992), при всей внутренней наполненности и напряженности колористического строя, полон спокойной и отрешенной умудренности, во многом благодаря использованию холодных тонов. Немногими приметами сюжета Шакенов выявляет типические национальные черты, так же как в скупых деталях пейзажа старается передать характерные черты степной жизни.
Суть основополагающих раздумий автора, быть может, с наибольшей прямотой сконцентрирована в картине "Эхо войны" (1985). Сюжет этого произведения, исполненного в русле "бессюжетного жанра" внешне очень прост: силуэт старика, неспешно перебирающего струны домбры, рельефно вырисовывается на фоне безбрежного голубого неба и казахской степи. Незрячее лицо акына обращено к солнцу. Однако образный смысл полотна, несомненно, сложнее: возвышающаяся в пейзаже одинокая фигура приобретает характер символического торжества творчества над разрушением и горем.
С 1980-х годов в творчестве А. Шакенова начинает доминировать портрет, в котором он не только передает особенности душевного склада казахского народа, но, прежде всего, - достоинства личности и внутреннего мира. Поворот к психологизму не нарушает сложившегося художественного видения мастера. Характерна в этом смысле его портретная установка: он ищет новые пути в структуре традиционного портрета, акцентируя эмоционально-напряженное звучание образа.
В "Портрете матери" (1982), решенном в ограниченном цветовом диапазоне, возникает женский образ во всей неповторимости нелегкого и долгого пути.
В портретах Шакенова в полной мере ощущается авторская симпатия к изображаемому лицу. Он пишет тех людей, к которым имеет душевное расположение ("Галымжан-Кажы", 2000; "Девушка с розой", 2002). В портрете Галымжан-Кажы перед зрителем предстает волевая, собранная и целеустремленная натура личности, умудренной большим житейским опытом, а главное - не утратившая воли к деятельности. Привлекателен своим обаянием, молодостью и образ медсестры Розы ("Девушка с розой"), мастерски созданный мажорным колоритом.
Особое место в портретном жанре занимает семейный портрет, в котором проявились несомненные художественные достижения живописца. "Двойной портрет" (1998) - глубокий, превосходный по выразительности интимно-лирический портрет жены. В повторенном дважды изображении одной модели проступают сложные психологические поиски Шакенова. Обращает на себя внимание щедро разработанный цвет, вибрирующий в характерных для мастера тональностях.
В портретах дочерей - Динары и Жамили - ясно ощущается нерастраченное чувство любви и нежности к маленькому человеку.
В портретном творчестве Шакенова проявились главные черты его живописной манеры - гармоническая слаженность цвета, ритмическая выразительность, музыкальность. Художник владеет широким диапазоном средств живописного решения. Используя разные приемы письма - от фактурно-осязаемого с динамичными мазками кисти, строящими художественный образ на контрастных соотношениях изысканно нюансированных плоскостей яркого, светоносного цвета до живописно-непрерывного, разрабатывающего мягкие переходы сложно нюансированных цветовых гамм, - Шакенов без усилия слагает различные по смысловому строю и эмоциональному ладу образы людей.
Искренность, глубина чувств и переживаний автора составляют отличительную черту его портретов, простых по мотиву сибирских и казахстанских пейзажей.
Юбилейная выставка произведений Амангельды Абдрахмановича Шакенова демонстрирует зрителю неизменность и неисчерпаемость внутреннего поэтического потенциала его искусства. (Людмила Богомолова)