Омский областной музей изобразительных искусств представляет с 15 октября выставку Леонида Медведева "Вечерний монолог".
Нередко бывает: знаешь художника многие годы, десятки раз видела на выставках его работы, но однажды - зайдешь в его мастерскую и удивишься… Мастерская - особый мир, здесь все живет по своим законам. Порой, само пространство, свет и весь тот нехитрый набор материалов, реквизита помогают ощутить в работах хорошо знакомого художника нечто такое, мимо чего спокойно проходишь на вернисаже.
Мастерская Медведева не исключение. Именно здесь впервые общение с его искусством настроило мои чувства и эмоции на размышления.
Живописец осознает себя таковым только тогда, когда не мыслит своего существования без великого желания красками выразить свое отношение к окружающему миру. Однако не менее важно, если при этом стремлении ему есть что сказать своему зрителю. Имеет значение не только тема разговора, но и тон, иногда интонация голоса, мысль, чувство. Одним словом, художнику необходима своя собственная, свободная территория общения с потенциальным собеседником, иначе все выставки потеряли бы свой изначальный смысл.
В начале 1990-х годов Леонид Медведев пишет картину, название которой - "Диалог". Она неоднократно показывалась на выставках, репродуцировалась в каталоге. Полотно не случайно привлекло мое внимание. В нем удалось создать художественный образ того Востока, который так любили писать замечательные живописцы Павел Кузнецов и Виктор Уфимцев. Может быть, поэтому интересно встретиться с картиной в мастерской художника.
…Степь. Вечерние сумерки. У юрты, за низким столом напротив друг друга сидят двое - мужчина и женщина… Сюжетная линия в традиционном ее понимании отсутствует. Однако воображение зрителя легко может включиться в предполагаемые художником обстоятельства и создать сюжет. Но происходит, как ни странно, иное. Совсем не хочется домысливать конкретные события. Хочется просто вглядеться, вслушаться, насладиться всем тем, что дает человеку вечерняя прохлада, покой природы, незатейливые радости повседневной жизни…
Герои на картине странно безмолвны, как безмолвна сама природа в степи. Но прислушайтесь, живопись полна звуков! Магию молчания внезапно нарушает мелодия, созданная цветом, причудливой игрой пастозных мазков, их ритмом, рожденным, словно по мановению палочки невидимого дирижера. Пространство живописного полотна существует по своим непреложным законам, главным из которых, на мой взгляд, является гармония. Чувство композиции, цвета, ритма, пластики самой живописи рождает то великое чудо, имя которому - искусство.
Вглядываясь в картину, написанную почти десять лет назад, понимаешь: все, что мы видим на полотне, есть результат общения художника не только с внешним миром, но и миром собственной души. Мастер в праве ее обнажить, или, напротив, глубоко спрятать сокровенное, доверив нам пережить это открытие. Художник, я в этом убеждена, является нам, зрителям, как небожитель, со своей судьбой и своей тайной.
О том, что живопись Медведева таинственна, загадочна и, я бы сказала, романтична, приходилось неоднократно убеждаться на выставках омских живописцев. Картины его воспринимались как тихий вечерний разговор о чем-то вечном, непреходящем… Конкретных мыслей они не рождали, но … странным образом тревожили, вызывая ассоциации давних, и, по всей вероятности, глубоких переживаний.
Приехав в Омск в начале 1990-х из Казахстана, художник показал ряд произведений, стилистика которых отразила иной мир, "нездешний", в котором тема Востока выявлена не только сюжетной линией, но и декоративным звучанием самой живописи - "У родника", "Весна", "Гульнара". Выразительны в этих работах Медведева сочетания синих, зеленых, красных цветовых пятен. Музыкальна фактура живого, свободного мазка, создающего эмоционально-напряженную доминанту живописи.
Большая часть жизни Леонида Медведева - это Казахстан, малая родина художника. Соседство с Омским Прииртышьем самое близкое, но ландшафт различный. Иные свет, воздух, пространство.… Однако не в топографии, точнее не только в ней, природа таланта человека. Она в характере человека, его мировоззрении, поступках и стремлениях. Получив профессиональное художественное образование в Алма - Атинском педагогическом институте, он успешно совмещает творческую и научную деятельность. Дальнейшая учеба в Москве, защита кандидатской, а затем и докторской диссертаций, безусловно, наложили отпечаток на развитие живописи художника. На мой взгляд, она приобрела одно очень ценное качество - интеллектуальность. "Работая над созданием художественного произведения, - говорит Леонид Георгиевич, - невольно поднимаешься на более высокие уровни познания и обобщения окружающей действительности, где постепенно улавливаются невидимые нити, связывающие автора с реальным миром и создаваемым образом". Эти "невидимые нити" удивительным образом связывают Медведева с его "малой родиной".
Пересматривая работы "казахстанского" периода и работы нескольких последних "омских" лет, я замечаю, как меняются жанровые пристрастия мастера. Интерес к портрету - одному из ведущих жанров Медведева 1980-х годов, уступил место пейзажу. Почти исчез жанр композиций, в котором явно просматривался философский или литературный контекст, но появился великолепный натюрморт.
Можно понять и даже объяснить новые ориентиры творчества художника. Пейзаж на его "омских" полотнах, главным образом, степной. Он отражает иное отношение к пространству. Земля и небо, основной мотив многих работ последнего десятилетия, выступают как сакральные знаки, как особая форма бытия природы. Если вглядеться в живописное сияние картин "В бесконечность", "За горизонтом", возникает неодолимое желание оказаться в глубине пейзажного пространства, в котором земля и небо сливаются в едином цветовом аккорде, создавая ощущение бесконечного жизненного потока.
Мотив казахстанских степей в живописи Медведева, на мой взгляд, рожден очень личным чувством сопричастности к своему родному краю, земле, на которой он родился, и которая воспитала душу художника.
По-новому раскрывает тему пейзажа цикл картин "Степь" - "Радуга в степи", "После дождя", "Осеннее настроение". Их символическое звучание очевидно. Сама живопись воспринимается как бы через призму воспоминаний и мечты одновременно. Условность изображенных ландшафтов подчеркнута обобщенной манерой письма с тонко разработанными тональными переходами. Открытое пространство композиции наполнено мягким светом, прозрачным воздухом и тем чувством восторга, который может испытать только человек, влюбленный в степь.
Степь на картинах Медведева - это древняя, но вечно молодая и прекрасная земля! Художник чувствует эту землю: ее величие, духовную силу, могучие корни и таинственную красоту. Вот почему его живописные степные симфонии волнуют, заставляют прислушаться к бесконечному разнообразию звуков.
Серия пейзажей, созданных в конце 1990-х - начале 2000-х годов: "Осень", "Зимний вечер", "Летний вечер" отличается поэтическим отношением к окружающему миру. Они пронизаны тонкими и едва уловимыми нюансами чувств, настроений и состояний. В передаче эмоционального богатства природы особую значимость приобретает колористический дар художника, его способность и его желание видеть мир в гармоническом развитии. Даже когда на картинах мы видим затерянные в ночи деревенские домишки - все равно найдем хотя бы одно окно, в котором не погашен свет… Или, как на картине "Летний вечер", узенькая тропка, освещенная лунным светом, ведет к дому, ворота которого распахнуты настежь… Казалось бы простые, или даже вполне обыденные вещи, явления, события - вдруг приобретают таинственный смысл, преображенные вечерними отблесками света. Вечерние улицы, дома, деревья… Вечернее небо, букет, настроение, разговор… Художник любит пограничные состояния: уходящий день и наступающие сумерки. Признается, что в такие минуты мир становится ближе - уходит суматоха дневных забот. Появляется потребность прислушаться к собственным мыслям, к природе, с которой остаешься один на один. Думается, именно тогда и рождаются новые образы, новые идеи и возникает тот внутренний монолог, который требует своей реализации в творчестве.
Творческие импульсы мастер часто воплощает в натюрмортах. Этот жанр, судя по работам, в последнее время особенно близок Медведеву. Вероятно - это также не случайно. Работая со студентами кафедры живописи, руководителем которой он является, нужно всегда быть в творческой форме. Эксперимент, поиск художественно-выразительных средств, новой стилистики - это, прежде всего, натюрморт!
Медведев чаще всего пишет цветы. Они у него самые разные: нарциссы, кактусы, сирень.… Посмотрев несколько композиций с букетами сирени, узнаю - пишет эти цветы художник под впечатлением от цветов Врубеля… В них нет мятежного темперамента, но хрупкая изысканная красота и светлая печаль вызывают ассоциации с врубелевской сиренью. "Вечерний натюрморт", "Сумерки", "Красные цветы", "Нарциссы" отличаются богатством колорита, разнообразием фактурных и цветовых акцентов. В жанре натюрморта, на мой взгляд, проявились лучшие качества живописца Медведева - его понимание цвета, чувства ритма, фактуры картинного пространства, в которой пульсирует энергия творческого процесса. Именно в натюрморте палитра художника приобрела свободу и артистическое изящество. Он создает композиции, лишенные какой-либо детализации, будничной конкретики, привычной узнаваемости. Изображенный предметный мир во многом стилизован и наполнен самыми неожиданными ассоциациями и превращениями: нарциссы - бабочки; цветущий кактус - фейерверк… Все эти качества позволяют говорить о натюрмортах как о стилистически цельных и наиболее органичных произведениях художника, прекрасно чувствующего новые тенденции в развитии жанра.
Натюрморт у Медведева - это как открытие целого мира или, по крайней мере, одной из граней его бытия! Чувствуешь удивительное волнение, когда смотришь эти работы в мастерской. Красота их завораживает, и, мне кажется, истоки этой "нездешней" красоты в степных просторах, где ранней весной на ярко-сочной зелени травы полыхают желтые и красные тюльпаны, а летом ночное небо дарит россыпи золотых звезд.
Сумерки окутывают улочки старого Омска. Вечерняя атмосфера приходит и в мастерскую. Кажется, наступила любимая пора нашего художника…