Чтобы познать эпоху Наполеона III, необходимо обратиться к пышным украшениям ювелира Луи Картье, времена последнего императора России Николая II ассоциируются с творчеством придворного ювелира Карла Фаберже и его знаменитыми пасхальными сувенирами. Мастера наших дней тоже создают свою летопись ювелирного искусства, о чем, увы, мы часто забываем.
20 ноября в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля открылась выставка "Владимир и Ольга" (Украшение как пластический объект в современном ювелирном искусстве), которая проходит в дни 30-летнего юбилея творческой деятельности художников Ольги и Владимира Крышковец. На выставке представлены произведения художников-ювелиров, созданные в разные годы из коллекций музеев Омска и омской области, из частных коллекций и из собрания авторов. Современные произведения ювелирного искусства экспонируются на фоне живописи западноевропейских мастеров, предметов мебели и ДПИ.
Художники Ольга и Владимир Крышковец - выходцы из средней полосы России, оба родились в старинных селах Подмосковья, где сохранились крепко срубленные избы, резные ворота, глубокие речные заводи. Судьба свела молодых людей в художественном училище, в знаменитом Красном Селе на Волге недалеко от Костромы.
У Владимира и Ольги довольно рано в годы учебы в Красносельском художественном училище проявилось стремление к самостоятельности, начала складываться основа их самобытности. Художники считают, что многие технические приемы работы с материалом открылись им в училище. "Нам не сразу позволили работать с серебром. Первые наши изделия мы выполнили из меди - благородного и богатого на всевозможные колористические эффекты материала. Недаром его любили в старину на Руси и знали его лечебные свойства",- вспоминает Владимир, - "необходимо было почувствовать новый материал, узнать, что такое ковка, литье, канфарение. И, конечно же, мы старались вникнуть во все процессы декоративной обработки металла".
В становлении художественного мастерства Владимира и Ольги невозможно не оценить значимость юношеских впечатлений от путешествий по Золотому Кольцу. Владимир, Кострома, Углич, Ростов, Ярославль…
Под влиянием от творений Рублева и в преддверии празднования 1000-летия христианства на Руси, у Владимира возникла идея создания композиции в виде миниатюрного храма - "Русь православная". В основу образного решения легли впечатления, полученные от церкви Александра Невского, возвышающейся на Плещеевом озере в Переславле-Залесском. В этой работе автор стремился передать человеческие и духовные ценности. Идея возрождения православия в России близка мастеру. Поэтому, в небольшой по объему композиции концентрируется множество значений и символов. От того, какой камень выберет мастер, работая над пьедесталом для основания церкви, зависит его образное звучание: красная яшма одновременно выражает идеи жертвенности и победы христианства, зеленый - идею мощи и незыблемости родной Русской земли.
Работа над окладом для иконы "Богоматерь Державная" выполнялась по заказу В.Н.Степанова, который хотел, чтобы она символизировала Богоматерь во Славе, и покровительствовала земле Сибирской. Икона была написана известным омским иконописцем Геннадием Адаевым, а создание оклада к ней выполнялось ювелирами Ольгой и Владимиром Крышковец. Они рисовали в продолжение длительного времени многочисленные эскизы, добиваясь совершенства формы.
Явленная икона Богоматерь Державная покровительствует Сибири, поэтому оклад украшался камнями, традиционно считающимися сибирскими. Были использованы небесные лазурит и бирюза, прозрачный горный хрусталь, мягко излучающий свет туманный опал. Серебряный оклад, выполненный легкой сканью, напоминает зимнюю изморозь. Задача мастеров - иконописца и ювелиров - сводилась к рождению гармоничного произведения православного искусства.
Создание серебряного оклада совпало с периодом строительства храма Рождества Христова на левом берегу Иртыша. Владимир и Ольга Крышковец показывали свои эскизы Владыке Феодосию, ездили в Ачаирский монастырь, где и получили благословение Митрополита.
Много времени Ольга уделяет работе над эмалями, в которых для художницы есть тайна, своеобразная мистика. Свои впечатления она постаралась воплотить в гарнитуре "Венчальный", куда вошли два подсвечника и ларец для обручальных колец. Здесь множество ассоциаций: отношения между любящими людьми, в которых присутствуют мгновения и вечность, освещенные древним ритуалом венчания. Все это придает особую значимость общению людей. Пусть люди почувствуют и увидят что-то свое.
Интерес всегда вызывает то новое, что приходит на смену традиционному. Комплект украшений "Вечерний", состоящий из броши, серег и кольца, имеет свой неповторимый облик: форма броши строга и ясно читаема, а кружевная скань металла объединяет крупные камни теплого янтаря. Янтарь прозрачен, переливается всевозможными вкраплениями, напоминая диск заходящего солнца.
У сибирских народов солнце представлялось женщиной, повелительницей света, райского сада с его плодами. Возможно, поэтому художники назвали свою композицию, состоящую из перстня и серег, "Солнце". Сканый орнамент из серебра имеет два объема: малое солнце, переходящее во второе большое. Венцом каждого предмета украшения является "зеленый глаз" малахита.
Художники удивительно чувствуют человека, для которого создают украшение, моделируют ситуацию, в которой их произведения будут жить. Они считают, что "необходимо увидеть в человеке его мечту о себе", выразить в ювелирном изделии любое чувство, настроение. Мастерам хочется, чтобы работы жили долго, легко носились и не зависели от сиюминутной моды.
Процесс творческого эксперимента привел современных ювелиров к идее создания пространственной системы - "человек-украшение"- во всей сложности взаимодействия ее составляющих. Это эстетическое чувство позволило выявить важнейший фактор качественного изменения ювелирного украшения как пространственного объекта, пластически зависимого от тела человека, и только через него - с окружающим предметным миром.
В настоящее время художники ищут новые решения проблем обработки металлов, в первую очередь - серебро, когда достигается единство технических приемов (ковка, полировка и отбеливание металла) и простой ясной формы. Своеобразная символика, основанная на характерных чертах готического искусства, египетской иероглифики, модерна прослеживается в новых работах художников.
Ольга и Владимир Крышковец - члены СХ РФ, постоянные участники российских и международных выставок, их работы находятся в музеях России и зарубежных коллекциях.