Правительство Омской области, Министерство культуры Омской области, Государственная Третьяковская галерея и Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля приглашают на открытие выставки "Михаил Врубель. Небесное и земное".
В рамках соглашения между Правительством Омской области и Государственным музейным объединением Третьяковская галерея в ООМИИ им. М.А. Врубеля 15 октября 2004 года открывается выставка "Михаил Врубель. Небесное и земное". [Часть 1. Живописные произведения "Пророк" (холст, масло, 149х132) и "Портрет певицы Н.И. Забелы-Врубель, жены художника" (холст, масло, 124х75,7) ].
Живописные работы Михаила Александровича Врубеля, представленные Государственной Третьяковской галереей к экспонированию на выставку, выполнены в 1898 году. Они относятся к самому плодотворному периоду творческой жизни художника - последнему десятилетию XIX века. Это время отмечено яркими проявлениями его таланта в станковой и монументальной живописи ("Царевна Лебедь", "Пан", "К ночи", "Испания"; декоративные панно "Принцесса Греза", "Микула Селянинович", "Богатырь" и другие). Одновременно М.А. Врубель увлеченно занимался станковой и книжной графикой (многочисленные рисунки и акварели, иллюстрации к "Демону" и другим произведениям М.Ю. Лермонтова), успешно экспериментировал с керамикой, выполнял заказные работы для оформления интерьеров (в основном московских особняков).
Живописное полотно "Пророк" свидетельствует о серьезном интересе художника к русской классической поэзии, в частности - к стихотворению А.С. Пушкина "Пророк". Глубоко переживая тему вдохновения и миссии творца в земной юдоли, М.А. Врубель создал произведение огромной эмоциональной напряженности. Темпераментная, с применением широкого и размашистого мазка, живопись усиливает ощущение необычайности происходящего, цвет отличается сдержанностью и благородством.
"Портрет Н.И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете "Ампир", исполненном по замыслу художника, является одним из самых известных изображений знаменитой в свое время оперной певицы, имевшей редкий по красоте и гибкости голос (сопрано). Выдающийся композитор-"сказочник" Н.И. Римский-Корсаков специально для нее написал партии Снегурочки в одноименной опере и царевны Волховы в опере "Садко".
М.А. Врубель, страстный любитель музыки и театра, отдавал немало времени и сил оформлению спектаклей Частной оперы С.И. Мамонтова, где пела Надежда Ивановна. Однако художник создавал для нее костюмы не только для сценической, но и обычной жизни, продумывая как общий силуэт, так и мельчайшие детали. Платье "Empire", в котором написана Н.И. Забела-Врубель, напоминает очертаниями и высокой талией женские туалеты первой трети XIX века. Однако сложность отделки, обилие кружева, фантазийное изящество головного убора свидетельствуют о том, что портрет принадлежит эпохе стиля модерн, предвестником которого и явилось уникальное творчество М.А. Врубеля. Живопись портрета в полной мере передает сложившуюся творческую манеру мастера: подвижный, гибкий мазок, удивительно четко передающий форму, превосходное владение цветом и сочетание в произведении непосредственности этюда и полной завершенности.