3 декабря 2004 года в 17.00. Генерал-губернаторский корпус ООМИИ им.М.А.Врубеля приглашает на открытие выставки Андрея Поздеева "Жизнь Человека" в 5 и 8 залах.
"Баба Катя ведет меня за руку по алее к храму. Тепло, тихо, грустно и как-то тревожно. Мы входим, и я начинаю медленно поднимать голову. Господи! Это настоящее чудо: все бесконечно струится и переливается серебром ввысь. И нет конца и края, а я такой маленький..." Из воспоминаний Андрея Поздеева.
Красноярский художник Андрей Геннадьевич Поздеев (1926 - 1998) - по-настоящему культовая фигура русского искусства последней четверти ХХ века. Выставки его картин с успехом экспонировались в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, в Японии, Польше.
Уже при жизни о Поздееве ходили легенды, и его неординарная судьба давала для них достаточно пищи. В жизни художника была и война, и тюрьма, и тяжелая болезнь, и мировая слава. И Вечная Любовь. Жена художника Валентина Михайловна, нежно любимая им на протяжении всей жизни, стала и верным другом, и даже учителем: именно она открыла для Андрея Геннадьевича мировую литературу и философию, она, неунывающая и терпеливая, помогла выжить в нелегкие годы "культа безличности".
Поздеев всегда был Личностью. Личностью, не терпящей компромиссов, не идущей на сделку с совестью ни в творчестве, ни в жизни. Это привлекало к художнику талантливых людей самых разных профессий и занятий: инженеров, актеров, ученых, врачей, студентов и, конечно, собратьев по кисти. "Вхожесть" в мастерскую Поздеева свидетельствовала о безусловной порядочности и неординарности человека.
Как вспоминает бессменный директор Дома Ученых новосибирского Академгородка Галина Леонидовна Лаевская, отважившаяся провести первую персональную выставку Поздеева еще в 70-х годах, интерес новосибирской интеллигенции к творчеству легендарного красноярского художника был так велик, что власть среагировала немедленно: выставку запретили. Но поток зрителей не иссяк, благо Лаевская развесила картины у себя в кабинете - в несколько рядов до самого потолка. Так продолжалась легенда.
Начав свой творческий путь как живописец вполне традиционного стиля, Поздеев постепенно пришел к собственному неповторимому художественному языку: по-детски непосредственному, искреннему, радостному, яркому, в котором глубина чувства и смысла прячется за выверенной обобщенностью и виртуозной простотой формы.
Успешно работая в разных жанрах, он создавал таинственные и выразительные пейзажи, мощные, стремящиеся к монументальности натюрморты, пронзительные и темпераментные портреты, удивительные по своей сложной простоте религиозно-философские композиции.
На новой выставке в Омском музее изобразительных искусств им.М.А.Врубеля зрителю предоставляется уникальная возможность увидеть, как изменялся творческий почерк Мастера. 10 работ из собрания музея созданы в период с конца 50-х годов минувшего столетия до середины 80-х. Среди них пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портрет и автопортрет художника.
Еще большую уникальность придает выставке впервые предстающая перед омским зрителем серия из 17-ти большеформатных полотен из собраний музея города Зеленогорска Красноярского края и семьи художника. Все эти работы относятся к более позднему, заключительному периоду творчества Андрея Поздеева и демонстрируют размышления Мастера о Вечности и месте в ней человеческой Жизни.
Эдуард Русаков, художник, друг: "Это уникальное свойство его живописи - воздействовать на душу, излечивать ее. Ни у какого другого художника на планете я такого не вижу... Стоит в наше замороченное, полное стрессов время взять за плечи любого человека, привести - посмотри!"
P.S. Памятник.
В Красноярске два памятника великим землякам-художникам. В отличие от бронзового Сурикова, по хозяйски сидящего в кресле во дворе родовой усадьбы, бронзовый Поздеев тихо бредет со своим этюдником посреди многолюдной улицы. Смотрит куда-то вдаль, чуть улыбаясь. За плечами раскрытый зонт, как купол неба. Художник, несущий свою Вселенную.
У бронзовой фигуры все время кто-нибудь фотографируется: на то и памятник, чтоб - "на память". И думается, что фото рядом с Идущим Художником - вовсе не затем, чтобы нам Его помнить, а чтобы - Он нас вспомнил. С.Баранов, художник.
Выставка подготовлена благодаря содействию выставочного отдела и фонда современного искусства ОМИИ им.М.А.Врубеля, выставочного отдела Новосибирского художественного музея, Красноярского отделения Союза художников России и лично Валерии Гурьяновой, наследницы А.Поздеева. Срок работы - 2 месяца. В ходе работы выставки предполагается демонстрация видеофильмов о жизни и творчестве А.Г.Поздеева.