16 декабря в 16.00 Врубелевский корпус ООМИИ им. М.А.Врубеля приглашает в 15 зал на открытие выставки "Снежные нежные белые люди", приуроченная к пришествию зимы и наступлению Нового Года. Как следует из названия, главные герои этого проекта - снеговики, или снежные бабы. Выставка продлится до конца января 2005 года.
Снеговик - фигура знаковая. Он из детства. Он из первого, еще теплого, снега. Он из сказки: Снегурочка - это маленькая снежная баба. Он из тайны: снеговик - англ. snow man - "снежный человек"(!). (Или русская снежная баба - это английский снежный мужик?)
Снежные бабы связывают нас с верованиями наших далеких предков - они прямые родственницы баб каменных.
Снежные бабы вошли в историю христианства : святой Франциск Ассизский, борясь с бесом, лепил снеговиков и называл их своими женой и детьми.
Лепка снеговика напоминает акт сотворения человека, только вместо красной глины - белый снег, только творец - не Господь, а Его творение.
Снеговик совершенен: он чист, он бел. Его классическая форма - это три(!) шара(!), образующих вертикаль.
Снеговик несовершенен: его тело очень хрупко. Едва рожденный, снеговик сразу же начинает умирать: от солнца, от ветра, от рук вандалов.
Снеговики - это радость. Когда лепишь сам, когда видишь, как лепят другие, когда просто видишь их среди знакомого пейзажа . Потому что снеговики - они как дети, наши дети.
Снеговики - как ангелы: они приходят с неба, дарят радость и снова уходят ввысь - до нового очищения земли снегом.
Сама работа над проектом напоминала лепку снеговика: сначала был маленький комочек, который усилиями куратора и обилием благодатного материала постепенно стал превращаться в некое подобие предполагавшегося образа.
Фигура снеговика крайне редко встречается в произведениях современных омских художников. За последние несколько лет припоминаются разве что пастели Владимира Долгушина, живописный "Снеговик" Сергея Баранова, да несколько работ Андрея Титова, известных лишь по каталогу "Полюс". Эти вещи и стали той основой, к которой непродолжительным, но активным "катаньем" присоединилось все остальное, составившее новую выставку.
Для начала приглашения получили самые "мобильные" омские художники, в творчество которых образ снеговика мог бы вписаться вполне органично: Т.Бугаенко, Н.Молодцов, С.Александров, Д.Муратов, Г.Баймуханов, Т.Колточихина. Затем к ним присоединились Т.Дашкова, Ю.Картавцев, А.Дисавенко, В.Латышенко, Е.Вигилянский, Е.Дорохов, А.Сташевич, О.Деркунский, С.Нугманов, С.Сочивко, Т.Татаурова и другие мастера.
Вторым "шаром", в основу которого лег энтузиазм Ю.Герасимовой, Е.Шнякиной, О.Ющенко, А.Толкачевой и Э.Васильевой, "накатывались" творения омских дизайнеров.
Третьим "шаром", меньшим, но во многом определившим облик и интонацию выставки, стали работы "варягов" - художников и дизайнеров из Новосибирска и Екатеринбурга. Одни из них, такие как екатеринбуржец А.Таксис, уже знакомы омскому зрителю, большинство же - совсем "свеженькие", с неменее свежим и подчас неожиданным подходом к заявленной теме. Так, поначалу просто обескуражила, но, по прошествии шока, совершенно очаровала метафоричность образа снеговика в "актуальном" digital-арте новосибирки Светланы Бакушиной. Включение этой работы расширило спектр "снеговичной" тематики и потребовало привлечения новых авторов.
Само собой разумеется, что зимняя выставка о снеговиках не ограничится стенами музея, а "оккупирует" и прилегающую территорию парка, где свои пространственные композиции "выставят" В.Оборотистов из Екатеринбурга, Общество Абсурда и Творческих Инициатив Debilz из Новосибирска и молодые омские творцы.