НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда

c 27 марта по 15 июля 2010Москва
Михайловский (Инженерный) замок
27 марта в Корпусе Бенуа Михайловского дворца открылась выставка Петра Кончаловского. Экспозиция организована Русским музеем и Третьяковской галереей совместно с Фондом Петра Кончаловского при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства культуры России. На выставке представлено 93 живописных и 19 графических работ из собраний музеев-организаторов и частных коллекций. Многие картины из собрания семьи художника, редчайшие архивные материалы, документы и личные вещи мастера экспонируются впервые.

Петр Кончаловский (1876-1956) - одна из самых значительных фигур в искусстве ХХ века. Плодовитый художник, проживший долгую и счастливую жизнь, он широко выставлялся и до, и после революции. Тем не менее, в оценке его творчества всегда ощущалась некоторая двойственность. Представители радикальных течений начала века упрекали Кончаловского в отставании от современных тенденций, советская критика 1920-30-х годов - в несоответствии требованиям эпохи. Адекватным же представляется восприятие Кончаловского как хранителя и охранителя художественных и культурных традиций. Представленные на выставке произведения отражают все этапы творческой эволюции мастера.

В 1910-е годы Кончаловский был организатором и лидером общества «Бубновый валет» (1910-1917). К тому времени у него уже имелся солидный выставочный опыт, он не раз бывал за границей (Франция, Испания, Италия, Германия) и накопил серьезный художественный «багаж». Если ранее «Бубновый валет» воспринимался как предтеча кубизма, кубофутуризма и супрематизма, то теперь он чаще представляется оппонентом этих течений, а все возраставшая близость к натуре в полотнах его участников отражает потребность хранить традиционные ценности станковой картины, ее извечные темы - пейзаж, натюрморт, портрет.

Живописный стиль «Бубнового валета» был одним из вариантов постимпрессионизма, и в ранних произведениях Кончаловского заметно влияние Ван-Гога («Франция. Немур», 1908, «Ирисы», 1911, обе - фонд Петра Кончаловского) и Гогена («Наташа на стуле», 1910, частное собрание). Кончаловский побывал в Арле и даже рисовал там же, где это делал Ван-Гог, создав немало портретов и пейзажей. Новое живописное пространство открыла для художника поездка в Испанию. Появились картины, в которых, как и в произведениях старых испанских мастеров, преобладали оттенки черного и серого. Кроме силы колорита, в произведениях того периода ощущается сильное влияние народного примитива («Матадор», 1910, ГРМ; «Бой быков в Севилье», 1910, фонд Петра Кончаловского).

Однако в начале 1910-х на первое место для «валетов» вышел Сезанн, манере которого Кончаловский хранил верность особенно долго - на протяжении не только 1910-х, но во многом еще и 1920-х годов. В атмосфере крушения художественных устоев приемы Сезанна были восприняты им как прочный канон, на который можно с надежностью опереться. В натюрмортах это - стол, поставленный параллельно холсту («Натюрморт. Поднос и зеленая картонка», 1912, фонд Петра Кончаловского), в пейзажах - классическая триада красок: желтая - синяя - зеленая («Сиена. Порта Фортебранда», 1912, ГРМ). В картинах того времени, помимо сезаннизма, четко прослеживается ориентация Кончаловского на итальянское Возрождение и связь с поездкой мастера в Италию.

Наряду с мотивами западноевропейской живописи Кончаловского вдохновляли приемы мастеров русского народного искусства - простота, лаконизм, некоторая «дикость» их творений. Художник открыто демонстрировал свою увлеченность предметами народного творчества. Особенно ярко это проявилось в натюрмортах («Поднос и овощи», 1910, ГРМ; «Хлебы на зеленом, 1913, ГТГ).

«Француз» с московской точки зрения и «славянин» для французов (по словам самого художника), Кончаловский был своего рода примером неоднозначности контактов с Западом. На выставке можно увидеть программные произведения Кончаловского «Семейный портрет» (1911, ГРМ) и так называемый «сиенский» «Семейный портрет» (1912, ГТГ), которые в литературе о художнике принято противопоставлять как выражение «восточных» и «западных» симпатий их автора. Незадолго до начала Первой мировой войны Кончаловский на время поселился на юге Франции и писал прибрежные ландшафты с видами моря («Кассис. Корабли», частное собрание; «Кассис», ГРМ, оба - 1913) красками Сезанна.

В послереволюционное десятилетие усилилась тяга Кончаловского к наследию старых мастеров. В эпоху грандиозных потрясений и упадка человеческих ценностей его укрепляло человеческое величие, сохраненное в полотнах Рембрандта и Тициана. Опорой суверенного мира художника стала его семья («В мастерской. Семейный портрет», 1917, Фонд Петра Кончаловского). В это же время особое значение для Кончаловского обрел национальный пейзаж. Настоящим событием для мастера, долго жившего за границей, стала работа в Новгороде: изучение древнерусской архитектуры, общение с местными жителями («Новгородцы», «Новгород. Детинец», обе - 1925, ГРМ).

В 1925-м Кончаловский стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Поскольку АХРР выступала в качестве ярого противника беспредметного искусства, фигуративный аспект в работе Кончаловского приобрел новую выразительность, и мастер все реже экспериментировал. В начале 1930-х годов на смену масштабным полотнам о жизни на новгородской земле пришли небольшие пейзажные картины, в которых воплощены тишина и покой. На экспозиции представлены виды Ленинграда («Петергоф. Кавалерская мыльня») и Москвы («Москва. Спиридоновка», обе - 1931, фонд Петра Кончаловского).

В 1930-е годы Кончаловский приобрел дачу в Буграх. До революции у его родителей была своя усадьба, и теперь он пытался вернуться к утраченному укладу жизни хотя бы в сюжетах своих произведений. Он изображал роскошные букеты («Натюрморт. Сирень в двух корзинах», 1939, ГРМ), счастливых и безмятежных детей («Катенька у окна», 1936, ГРМ), любимых друзей («А.Н. Толстой у меня в гостях», между 1940 и 1941, ГРМ). Советская критика долго не знала, как обходиться с подобным, шедшим вразрез с генеральной линией, искусством, однако в итоге возобладала идея, что своим жизнеутверждающим творчеством Кончаловский украшает советскую действительность. Он не писал портретов вождей, однако на выставке «Индустрия социализма» над портретами Андреева и Кагановича были повешены его натюрморты с букетами цветов, чтобы придать официальным частям экспозиции праздничную нарядность.

Послевоенные произведения Кончаловского, представленные на выставке («Портрет артистки В.Г. Дуловой», 1945; «Натюрморт. Пара чаю», 1946; «На полдни», 1947, все - ГРМ) свидетельствуют, что до конца своей жизни он сохранил позицию «самостояния»: свой труд, свои отношения с природой, свой дружеский круг.

www.museum.ru/N39513
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка «Кант и русская культура» в рамках Балтийского культурного форума

”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Волшебное зеркало иллюстрации

Презентация книги "Бедная Нелли. Судьба дочери декабриста" в Доме-музее Волконских, г. Иркутск

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru