К 200-летию Омской области Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля подготовил две выставки, объединенные темой всадника, степняка, с 1825 года красующегося на историческом гербе Омской области.
Участники проекта: Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Городской музей «Искусство Омска», кафедра «Дизайн костюма» Омского государственного технического университета, Омская Арт-резиденция, художники России и Казахстана
В КРАСНОМ ПОЛЕ НА БЕЛОМ КОНЕ
Эта выставка – соединение точной науки и фантазии художников. Она коротко и емко рассказывает о законах геральдики, о геральдических знаках Сибири и о смыслах, заложенных в символику Омской области и Омска в прошлом и настоящем. Научный блок подготовлен культурологом, председателем Омского отделения Сибирской геральдической коллегии Евгением Груздовым. Ряд визуальных, подчас неожиданных, интерпретаций исторического герба Омской области образца 1825 года подготовили преподаватели и студенты омской школы дизайна костюма и художник Владимир Чупилко.
Омская область как административно-территориальная единица Российской империи существовала в 1822—1838 годах и помимо нынешней своей территории включала в себя ряд округов, которые сейчас входят в состав Казахстана, образуя Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую, Павлодарскую и Северо-Казахстанскую области. 18 февраля 1825 года для Омской области был утвержден герб, описанный так: «В щите, имеющем красное поле, изображен всадник в азиатской одежде на белом коне, скачущий в левую сторону и имеющий в руках лук, протянутый за стрелою, а за спиною колчан со стрелами».
Таким образом, по правилам геральдики в описании герба есть несколько точных элементов, а всё остальное целиком предоставлено фантазии художника. Лицо и фигура всадника, одежда (с условием, что она должна быть «азиатской»), положение рук, порода лошади, положение ее ног и головы, форма лука, количество стрел в колчане, качество цвета поля (в геральдике не «красного», а «червленого»), масти коня (в геральдике не «белого», а «серебряного») и другие элементы – всё это поле для творчества. И любая из фантазий, сохраняющая «канонические» элементы, может считаться полноправным гербом.
Идея: Сергей Баранов, кураторы: Юлия Герасимова, Евгений Груздов
ВСАДНИКИ ЗЕМЛИ И НЕБА в искусстве древнем и современном
Выставка представляет образы всадников в живописи, графике, скульптуре, предметах археологии и декоративно-прикладного искусства, созданные как мастерами древности, так и Нового и Новейшего времени из коллекций Музея имени М.А. Врубеля, Городского музея «Искусство Омска», а также из частных собраний и мастерских художников.
Омская область была учреждена в 1822 году. С этого времени Омск стал столицей огромной территории, где тысячелетиями вооруженные конники были главными хозяевами бескрайних земель. А в небе Прииртышья властвовал Мир-суснэ-хум, носивший множество имен: «За миром наблюдающий человек», «Небесный всадник», «Золотой богатырь», «Странник», «Небесный мальчик», «В песнях прославляемый человек», — ключевой образ древних угорских культур.
Позже на эти земли пришли другие всадники – вначале тюркоязычные народы в сопровождении табунов лошадей, поклонявшиеся легендарному богу Неба Тенгри, который зачастую изображался в синих одеждах верхом на красном коне. Затем первые конные отряды русских, чьими небесными покровителями были всадники архангел Михаил, святой Георгий и святой Трифон.
Человек в седле — актуальный образ и для всех последующих времен. И не только в виде воина. Верхом на лошадях, верблюдах и даже оленях передвигались люди всех сословий. В общем смысле всадник — это человек, наделенный новыми возможностями, возвышающийся над обычными людьми (т. е. не просто смотрящий на пеших сверху вниз, но и видящий гораздо дальше), могущий быстро передвигаться на значительные расстояния и, в конце концов, имеющий власть над существом намного крупнее себя. И даже не просто власть, а в идеале волшебную возможность слияния с ним, превращения в одно целое.
Выставка объединяет множество образов всадников, созданных художниками на протяжении двух тысячелетий – от античности до наших дней. Самые древние из них – терракотовые статуэтки I–II веков, найденные на территории Северного Причерноморья, слепки с античных камей, археологические находки эпохи Средневековья (X–XII века) Омского Прииртышья. В русских иконах, бронзовом литье и эмалевых миниатюрах XIX века представлены конные образы Георгия Победоносца, Бориса и Глеба, св. мученика Трифона. На выставке можно увидеть полотна русских мастеров Ф.И. Байкова, Б.П. Виллевальде, А.Е. Коцебу, Г.И. Чорос-Гуркина и др.
Сильное впечатление производят листы редко экспонируемой графической серии Натальи Гончаровой «Мистические образы войны» (1914), в числе которых «Александр Невский», знаменитые монахи-воины «Пересвет и Ослябля», аллегорическое изображение смерти «Конь Блед» и др.
Тема всадника продолжается в произведениях советских и современных мастеров, в числе которых масштабное полотно А.С. Седова «Братья» (1968), представляющая сцену времени Гражданской войны. Среди современных авторов – Геннадий Райшев, Ольга Хан, Георгий Кичигин, Евгений Дорохов, Александр Капралов и многие другие.
Особо стоит отметить участие одного из ведущих мастеров современного Казахстана Вячеслава Люй – ко — представителя территории, когда-то входившей в состав Омской области и Степного края. Специально для выставки Вячеслав создал триптих «Игры Великой Степи».
Скачущие в вышине небесные покровители разных народов, воины, несущиеся навстречу славе или смерти, едущие на охоту аристократы, пастухи, стерегущие стадо, и множество иных людей в седле – все они разные, но все обладают одним исключительным качеством – они всадники.
Куратор: Сергей Баранов
(0+)
26 февраля - 13 июня 2022
Генерал-губернаторский дворец