Выставочный проект Пушкинского Заповедника «Петр и Пушкин» приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I, целью которого является показать изобразительными средствами трактовку образа Петра I и его эпохи в контексте пушкинских произведений.
Тема Петра в творчестве А.С. Пушкина есть примечательное явление. Это «встреча» двух существенных точек русской культуры: Петра и Пушкина, ставшего ярким проявлением нового типа личности – итога процессов русской жизни, чьё начало связано с преобразованиями Петра I. Говоря стихами Марины Цветаевой, Пушкин – «Последний – посмертный – бессмертный /Подарок России – Петра».
Изучению Петровской эпохи Пушкин посвятил полтора десятка лет. Работа над остальными историческими звеньями – времена Смуты, русская история XVIII века, история Пугачева, замыслы создания истории своего времени – так или иначе была связана с временем Петра I. На этом материале Пушкин решал наиболее актуальные политические вопросы о природе власти вообще и, в частности, самодержавия, искал объяснения социального положения в России, связанного с созданным Петром I типом государственности, отыскивал тенденции развития его исторических реформ, которые сказывались спустя «сто лет».
Экспозиционный показ представлен в шести разделах, расположенных в выставочных залах Музея П.А. и В.П. Ганнибалов.
Первый раздел выставки с условным названием «Начало славных дней Петра» рассказывает о первых подступах Пушкина к теме Петра, отраженной в статье «По смерти Петра» и открывающей автобиографические записки 1821 года, к которым поэт приступил, находясь в Кишиневе. По свидетельству Пушкина, в конце 1825 года он «принужден был» их «сжечь» «при открытии несчастного заговора» декабристов.
Дальнейшее развитие петровская тема получила в «Стансах», написанных 22 декабря 1826 года в Москве. Образ «вечного работника на троне» – Петра I – возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I. И весь пафос стихотворения – это стремление «в надежде славы и добра» указать императору на пример Петра I, который «нравы укротил наукой», «смело», сея «просвещенье». Убеждая императора быть «памятью, как он, незлобен», Пушкин выражает пожелание о возвращении декабристов из Сибири.
Второй раздел «Петра питомец» освещает сюжет исторического романа «Арап Петра Великого», над которым Пушкин работал в начале осени 1827 года в Михайловском. Он основан на «семейственных преданиях» о чёрном его прадеде А.П. Ганнибале – питомце и крестнике Петра I, ставшим, по определению Пушкина, его «наперсником». Здесь образ Петра – «вечного работника на троне» – раскрыт уже с разных сторон. Глазами «наперсника», рисуется фигура Петра, сведенная Пушкиным с «одических» небес, на которые её подняли поэты XVIII века.
Третий раздел под названием «Самая зрелая… стихотворная повесть» посвящен поэме «Полтава», в которой вслед за «Арапом Петра Великого» петровская тема предстала апофеозом дела Петра, торжеством преобразованной им России над шведским королем Карлом XII.
Четвертый раздел с названием «На берегу пустынных волн» посвящён поэме «Медный всадник». В этой написанной в болдинскую осень 1833 года «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, изображается разрушительная сила произошедшего 7 ноября 1724 года сильнейшего наводнения, о котором Пушкин узнал, находясь в михайловской ссылке. В ней атрибутом Петра, кроме творческого, разумного, организующего мира духа, оказывается грозная безжалостность. Но в то же время нигде Пётр, избавленный от случайных житейских примет, не выглядит так величественно, «богоподобно».
Пятый раздел выставки под названием «Я непременно напишу историю Петра I» рассказывает о последнем труде Пушкина – «Истории Петра», к работе которой он приступил в марте 1832 года.
«История Петра», точнее материалы к «Истории», как определил сам Пушкин, составляет самый обширный труд, охватывающий в хронологическом порядке события петровского времени. На его основе Пушкин предполагал написать историю Петра «в год или в течение полугода» и затем «исправлять по документам», глубоко понимая историческую необходимость и значение деяний Петра I, подчеркивая в них именно преобразовательную, созидательную сторону в своих произведениях.
И завершающий шестой раздел «В вечное владение...» освещает 280-летие со дня указа императрицы Елизаветы Петровны пожалования 12 января 1742 году Абраму Петровичу Ганнибалу «за долговременные и верные службы» из псковской царской вотчины «пригорода Воронича Михайловской губы <...> в которой показано по переписи генеральной пятьсот шестьдесят девять душ со всеми к ней принадлежащими землями в вечное владение». И 280-летие со дня рождения двоюродного деда поэта П.А. Ганнибала, в котором Пушкин нашёл источник «семейственных преданий» и от которого получил документы, касающиеся его легендарного прадеда, ставшего литературным персонажем в романе «Арап Петра Великого».
Основу тематической выставки составляют экспонаты музейного фонда Пушкинского Заповедника, наряду с которыми будут представлены работы из собрания художников и предметы из частных коллекций.
Образ Петра представлен в самых разных формах: от традиционного в XVIII веке портрета, так называемого парадного, и сочиненного рубежа XIX–XX и XXI веков. Произведения художников, создавших свою индивидуальную манеру изображения, передают образы исторических лиц благодаря умению увидеть в пушкинских персонажах живых людей во всей их портретной убедительности и психологической сложности.
Если роскошный рисунок Н.В. Кашкиной создаёт одной линией выразительные фигуры на белом листе, если акварельные рисунки братьев В. Г. и А.Г. Трауготов лёгкие и изящные, будто кисть и перо летает в руках художников, чуть касаясь бумаги, если линогравюры Рудольфа Яхнина, офорты Энгеля Насибулина, акварели В.А. Серова, рисунки Д.А. Шмаринова совершенны внутренней экспрессией, если ксилографии Ф. Д. Константинова, несмотря на обилие подробностей и деталей, не кажутся натуралистическими, то иллюстрации Л.Е. Фейнберга, Г.Ф. Штейна, Е.М. Родионовой, А.Д. Силина, И.И. Ершова, В.Ф. Алексеева дают возможность проследить эволюцию образа – от замысла до воплощения.
Колорит в сюжетной композиции выставки предают работы художника петербургской школы Натальи Аксёновой. В своём видении человеческих страстей, используя разную технику письма, она тонко раскрывает внутренний мир литературных героев Пушкина, давая простор воображению с помощью рисунка и цвета.
Л. В. Козмина, кандидат филологических наук, хранитель Музея-усадьбы Ганнибалов («Петровское»).
Открытие выставки состоится в Доме-музее П.А. и В.П. Ганнибалов в музее-усадьбе «Петровское» 18 мая и продлится до 30 декабря 2022 г.