НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого

c 18 мая по 30 декабря 2022Псковская область
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
Выставочный проект Пушкинского Заповедника «Петр и Пушкин» приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I, целью которого является показать изобразительными средствами трактовку образа Петра I и его эпохи в контексте пушкинских произведений.

Тема Петра в творчестве А.С. Пушкина есть примечательное явление. Это «встреча» двух существенных точек русской культуры: Петра и Пушкина, ставшего ярким проявлением нового типа личности – итога процессов русской жизни, чьё начало связано с преобразованиями Петра I. Говоря стихами Марины Цветаевой, Пушкин – «Последний – посмертный – бессмертный /Подарок России – Петра».

Изучению Петровской эпохи Пушкин посвятил полтора десятка лет. Работа над остальными историческими звеньями – времена Смуты, русская история XVIII века, история Пугачева, замыслы создания истории своего времени – так или иначе была связана с временем Петра I. На этом материале Пушкин решал наиболее актуальные политические вопросы о природе власти вообще и, в частности, самодержавия, искал объяснения социального положения в России, связанного с созданным Петром I типом государственности, отыскивал тенденции развития его исторических реформ, которые сказывались спустя «сто лет».

Экспозиционный показ представлен в шести разделах, расположенных в выставочных залах Музея П.А. и В.П. Ганнибалов.

Первый раздел выставки с условным названием «Начало славных дней Петра» рассказывает о первых подступах Пушкина к теме Петра, отраженной в статье «По смерти Петра» и открывающей автобиографические записки 1821 года, к которым поэт приступил, находясь в Кишиневе. По свидетельству Пушкина, в конце 1825 года он «принужден был» их «сжечь» «при открытии несчастного заговора» декабристов.

Дальнейшее развитие петровская тема получила в «Стансах», написанных 22 декабря 1826 года в Москве. Образ «вечного работника на троне» – Петра I – возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I. И весь пафос стихотворения – это стремление «в надежде славы и добра» указать императору на пример Петра I, который «нравы укротил наукой», «смело», сея «просвещенье». Убеждая императора быть «памятью, как он, незлобен», Пушкин выражает пожелание о возвращении декабристов из Сибири.

Второй раздел «Петра питомец» освещает сюжет исторического романа «Арап Петра Великого», над которым Пушкин работал в начале осени 1827 года в Михайловском. Он основан на «семейственных преданиях» о чёрном его прадеде А.П. Ганнибале – питомце и крестнике Петра I, ставшим, по определению Пушкина, его «наперсником». Здесь образ Петра – «вечного работника на троне» – раскрыт уже с разных сторон. Глазами «наперсника», рисуется фигура Петра, сведенная Пушкиным с «одических» небес, на которые её подняли поэты XVIII века.

Третий раздел под названием «Самая зрелая… стихотворная повесть» посвящен поэме «Полтава», в которой вслед за «Арапом Петра Великого» петровская тема предстала апофеозом дела Петра, торжеством преобразованной им России над шведским королем Карлом XII.

Четвертый раздел с названием «На берегу пустынных волн» посвящён поэме «Медный всадник». В этой написанной в болдинскую осень 1833 года «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, изображается разрушительная сила произошедшего 7 ноября 1724 года сильнейшего наводнения, о котором Пушкин узнал, находясь в михайловской ссылке. В ней атрибутом Петра, кроме творческого, разумного, организующего мира духа, оказывается грозная безжалостность. Но в то же время нигде Пётр, избавленный от случайных житейских примет, не выглядит так величественно, «богоподобно».

Пятый раздел выставки под названием «Я непременно напишу историю Петра I» рассказывает о последнем труде Пушкина – «Истории Петра», к работе которой он приступил в марте 1832 года.

«История Петра», точнее материалы к «Истории», как определил сам Пушкин, составляет самый обширный труд, охватывающий в хронологическом порядке события петровского времени. На его основе Пушкин предполагал написать историю Петра «в год или в течение полугода» и затем «исправлять по документам», глубоко понимая историческую необходимость и значение деяний Петра I, подчеркивая в них именно преобразовательную, созидательную сторону в своих произведениях.

И завершающий шестой раздел «В вечное владение...» освещает 280-летие со дня указа императрицы Елизаветы Петровны пожалования 12 января 1742 году Абраму Петровичу Ганнибалу «за долговременные и верные службы» из псковской царской вотчины «пригорода Воронича Михайловской губы <...> в которой показано по переписи генеральной пятьсот шестьдесят девять душ со всеми к ней принадлежащими землями в вечное владение». И 280-летие со дня рождения двоюродного деда поэта П.А. Ганнибала, в котором Пушкин нашёл источник «семейственных преданий» и от которого получил документы, касающиеся его легендарного прадеда, ставшего литературным персонажем в романе «Арап Петра Великого».

Основу тематической выставки составляют экспонаты музейного фонда Пушкинского Заповедника, наряду с которыми будут представлены работы из собрания художников и предметы из частных коллекций.

Образ Петра представлен в самых разных формах: от традиционного в XVIII веке портрета, так называемого парадного, и сочиненного рубежа XIX–XX и XXI веков. Произведения художников, создавших свою индивидуальную манеру изображения, передают образы исторических лиц благодаря умению увидеть в пушкинских персонажах живых людей во всей их портретной убедительности и психологической сложности.

Если роскошный рисунок Н.В. Кашкиной создаёт одной линией выразительные фигуры на белом листе, если акварельные рисунки братьев В. Г. и А.Г. Трауготов лёгкие и изящные, будто кисть и перо летает в руках художников, чуть касаясь бумаги, если линогравюры Рудольфа Яхнина, офорты Энгеля Насибулина, акварели В.А. Серова, рисунки Д.А. Шмаринова совершенны внутренней экспрессией, если ксилографии Ф. Д. Константинова, несмотря на обилие подробностей и деталей, не кажутся натуралистическими, то иллюстрации Л.Е. Фейнберга, Г.Ф. Штейна, Е.М. Родионовой, А.Д. Силина, И.И. Ершова, В.Ф. Алексеева дают возможность проследить эволюцию образа – от замысла до воплощения.

Колорит в сюжетной композиции выставки предают работы художника петербургской школы Натальи Аксёновой. В своём видении человеческих страстей, используя разную технику письма, она тонко раскрывает внутренний мир литературных героев Пушкина, давая простор воображению с помощью рисунка и цвета.

Л. В. Козмина, кандидат филологических наук, хранитель Музея-усадьбы Ганнибалов («Петровское»).

Открытие выставки состоится в Доме-музее П.А. и В.П. Ганнибалов в музее-усадьбе «Петровское» 18 мая и продлится до 30 декабря 2022 г.

www.museum.ru/N80006
Ваше мнение »»

»»Музей-усадьба «Петровское»
Адрес:Псковская область, Пушкинские Горы, с. Петровское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-2291
сайт:pushkinland.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: литературные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru