1 марта в Михайловском замке открывается экспозиция, посвященная творчеству Николая Суетина и Ильи Чашника. Выставка продолжает проект Русского музея по представлению графики из "Архива Лепорской", поступившего в музей в 2017 году благодаря уникальному дару Нины Суетиной и ее наследницы Раисы Стримайтис.
В состав экспозиции, объединившей работы двух мастеров, будут включены более 200 графических произведений, архивные материалы, предметы декоративно-прикладного искусства и живопись из коллекции Русского музея и частных собраний. Многие работы зрители увидят впервые.
Николай Суетин и Илья Чашник - ведущие ученики школы Казимира Малевича и творческие единомышленники. Связанные общей школой, дружбой и эпохой, художники обладали индивидуальным стилем и особым взглядом на искусство. Они не только создавали произведения, входящие в число лучших образцов русского авангарда, но и совершали творческие открытия, а также участвовали в формировании супрематизма как художественно-философской системы.
"Их творческий путь отразил многие драматические коллизии, выпавшие на долю создателей новых течений в искусстве, и в своем наследии они предстают перед сегодняшним зрителем во всем сложном разнообразии поисков и открытий", - отмечает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.
Новая выставка представляет различные грани наследия художников, демонстрируя не только единство судеб и взглядов, но и индивидуальные черты каждого мастера. Работы Суетина и Чашника представлены совместно в трех залах, еще два отведены для произведений Суетина. Зрители увидят сходства и различия творческого метода авторов, чьи работы экспонируются по соседству. Графические листы дополнены двумя живописными произведениями и предметами из фарфора, над дизайном которых работали художники. На выставке впервые экспонируется пудреница (1932-1933) и брошь (1934), расписанные Суетиным. Посетители ознакомятся с архивными материалами (фотографиями и рукописями), документальным фильмом и увидят уникальные реконструкции архитектурных проектов Ильи Чашника. В последнем зале будут размещены тачскрины с дополнительной информацией о жизни и творчестве художников.
К сожалению, многие произведения Николая Суетина и Ильи Чашника в силу разных обстоятельств были утрачены. Тем большее значение приобретает демонстрация работ, принадлежащих собранию Русского музея. "Архив Лепорской" насчитывает более тысячи рисунков, набросков, учебных и подготовительных эскизов и этюдов известных художников, а также несколько тысяч архивных документов. Сотрудники Русского музея изучают и хранят бесценную коллекцию, а также последовательно знакомят зрителей с редкими произведениями: в 2019 году с успехом прошла выставка "Неожиданный Малевич", в 2021 - "Анна Лепорская".
***
Николай Суетин (1897 - 1954) был ближайшим соратником Казимира Малевича и до конца жизни оставался верен принципам супрематизма. Однако его творчество не ограничивается лишь этим: создатели выставки стремятся показать эволюцию художника от кубистических рисунков начала 1920-х и ранних супрематических композиций до постсупрематических, фигуративных композиций 1940-х и более поздних работ. Найденная в результате самостоятельных поисков изобразительная формула Суетина опиралась на безупречную чистоту конструкции, баланс динамики и статики и соединение простых элементов (на выставке - "Проект трибуны. Витебск"; "Супрематический орнамент" и др.).
Илья Чашник (1902-1929), один из самых талантливых молодых учеников Малевича, принадлежал к числу верных сотрудников мастера. Он прожил неполных 27 лет и посвятил свое творчество идеям переустройства мира с помощью нового искусства. Как и Суетин, Чашник вступил в группу Уновис, вел активную общественную работу, занимался выпуском тематических изданий, делал обложки и рекламные плакаты, проектировал рекламные стенды и киоски. В экспозицию вошли плакаты Чашника: "Подписался ли ты на облигацию выигрышного займа", "Реклам бюро КУБУЧа и Деткомис".
Выставка продлится до 15 мая 2023 г.