К 80-летию Великой Победы
15 апреля в Доме-музее А.П. Чехова открывается выставка "От Арбата до Рейхстага: театр и художник в годы войны", на которой представлены живописные и графические работы В.В. Богаткина (1922–1971).
Творческое наследие Владимира Валерьяновича Богаткина - графика, иллюстратора и сценографа - бережно собрано на выставке, созданной ГМИРЛИ имени В.И. Даля в содружестве с Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова и Государственным историческим музеем.
Выросший в театральной семье, Владимир Богаткин был погружен в бурлящую культурную жизнь Москвы 1920-40-х годов и с детства впитал дух товарищества, царивший в вахтанговской среде. Ксения Семенова, мать художника, была выдающейся актрисой и педагогом по речи. Она работала с Борисом Щукиным, Рубеном Симоновым, Борисом Захавой, Марией Бабановой, Максимом Штраухом и другими звездами вахтанговского театра. В ее квартире на Арбате в 1913 году произошла первая встреча будущих студийцев с Вахтанговым, она - одна из первых и самых верных учениц и последователей мастера.
В годы Великой Отечественной войны многие московские театры выезжали на передовую с фронтовыми бригадами, работали в тылу. Театр имени Евг. Вахтангова был в авангарде творческой интеллигенции, следовавшей девизу "Все для фронта! Все для победы!".
Владимир Богаткин узнал о начале войны в Уфе, где он работал художником-постановщиком Национального театра драмы, и уже в июле 1941 года вернулся в Москву. В ночь на 23 июля в Театр Вахтангова попала бомба, в тот же день художник сделал карандашный рисунок руин театра.
14 октября 1941 года театр отправился в эвакуацию в Омск, где и вахтанговцы делили сцену с местной труппой: четыре дня - московский театр, три - омский. Спектакли шли несколько раз в день: в 10:00, 14:30, 20:00 и 00:00 или 00:30. Каждое представление, состоявшее из спектакля и концерта, продолжалось 3-4 часа. Театр был необходим и важен, ведь подлинное искусство призвано давать людям силы, поддерживать дух и помогать выстоять в самых тяжелых испытаниях.
Владимир Богаткин оформил дипломный спектакль "Ночь ошибок" (по Оливеру Голдсмиту, Школа при Театре им. Вахтангова, Омск, 1942, режиссер Л.М. Шихматов) и уже после войны, в 1947 году, - спектакль "Молодая гвардия" (по А.А. Фадееву, Театр им. Вахтангова, Москва, режиссер Б.Е. Захава).
Суровой и снежной зимой 1941/42 года Владимир Валерьянович Богаткин жил в арбатских переулках, в квартире артистов театра имени Евг. Вахтангова - В.К. Львовой и Л.М. Шихматова, уехавших с театром в эвакуацию в Омск. Вернувшись с фронта в составе бригады вахтанговцев, В.В. Богаткин не находил себе места. "Рисовал я тогда мало, искусство казалось абсолютно ненужным, - признавался спустя десятилетия в своей книге "Годы войны" художник. - Однако случайно найденная чистая толстая тетрадка с хорошей бумагой невольно потянула к работе. Придя домой, я стал рисовать то, что видел сегодня, что запомнилось. Рабочий патруль, очередь у магазина на Арбате, солдат, с которым переждали тревогу, и дежурный по военкомату".
Летом 1942 года Владимира Богаткина призвали в армию. Он служил в железнодорожной охране, что дало возможность бывать в Москве и видеться с художником М.В. Нестеровым, знакомство с которым оказало на него большое влияние.
Владимир Богаткин прошел путь от Арбата до Рейхстага. С 1944 по 1958 год он работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова и посвятил свое творчество отображению жизни Советской Армии. Уже в конце марта 1944 года он отправился в первую командировку - в Крым. За ней последовали Карельский перешеек, Румыния, Венгрия, Польша, Германия. В последние дни войны Богаткин зарисовывал улицы Берлина, затем Дрездена и Праги. В составе бригад грековцев он неоднократно выезжал на фронт, создавая рисунки, эскизы портретов советских воинов и запечатлевая эпизоды боев. Его вклад отмечен медалями "За боевые заслуги" и "За победу над Германией".
Театр - искусство мимолетное: спектакль играется здесь и сейчас. Живопись и графика - наследие на века. Это документы, передающие будущим поколениям не только облик исторических событий и мест, но и их атмосферу, настроение, эмоции.
На выставке представлены живописные и графические работы В.В. Богаткина (в том числе, экспонируемые впервые), запечатлевшие события и людей - от Арбата до Рейхстага. Дополняют экспозицию художественные принадлежности мастера, фотографии, эскизы и сценография к спектаклям "Ночь ошибок" и "Молодая гвардия", а также иллюстрации военных лет из собраний Государственного исторического музея, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и частных коллекций.
Кураторы: Анна Бруссер, Эрнест Орлов
Художник: Евгения Ионова.
Партнеры выставки: Государственный исторический музей и Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.
Выставка продлится до 30 июня 2025 г.
Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 6, стр. 2.